Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сценарий праздника " в гостях у чая"
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
Реклама
Конспект консультативной беседы с родителями. Педагогические беседы и тематические консультации для родителей План индивидуальных бесед с родителями детского сада |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ Индивидуальная беседа. Цели и задачи: а) обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье; б) воспитателю узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку; в) устанавливать с родителями дружеские доверительные отношения. Подготовка к беседе: Наметить тему и план беседы; Подготовить вопросы и продумать ход беседы; Продумать место и время беседы; Подготовить при необходимости литературу; Заранее оповестить родителей о предстоящей беседе. Ход беседы. Во вступительной части педагог начинает беседу с положительной, позитивной информации. В основной части педагог задаёт вопросы, освещает тему, выслушивает родителей, ведёт с ними диалог. В заключении воспитатель даёт конкретные советы, рекомендации, направленные на совместную работу семьи и педагогов, и беседа заканчивается на положительной позитивной ноте. В беседе могут участвовать также заведующая, врач, музыкальный работник, руководитель физической культуры и другие. Беседа может проводиться в ходе экскурсии по группе, детскому саду. Тематика бесед разнообразная. Важно через беседу выявлять положительный опыт воспитания, готовить родителей к выступлению на собрании. Беседа может быть продолжительной и короткой. Требования к проведению беседы. *Соблюдать деловой тон в беседе, создавать атмосферу непринуждённости. *Если родитель задал вопрос, на который педагог не может ответить, он предлагает отложить беседу, чтобы подготовиться и уже тогда дать квалифицированную рекомендацию. *Если надо говорить о плохом поступке ребёнка, беседу надо начинать с положительного, что есть в ребёнке. *В беседе с разными членами семьи (мама, папа, бабушка) нужно соблюдать дифференцированный подход. *Просьбы родителей в процессе беседы надо выполнять, если они не приносят вреда ребёнку. *Нельзя беседовать в присутствии ребёнка. *Уметь слушать ребёнка, меньше давать указаний, предъявлять требований. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ Консультация – форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Подготовка к консультации: Наметить тему, план; Подготовить содержание, наглядность; Продумать место и время; Заранее пригласить родителя; Требования к проведению консультации. *Консультацию проводят в вечернее время и в отсутствии ребёнка. *Консультация проводится без спешки и доброжелательно. *Важно расположить к себе родителя. *Инициатором консультации выступает ДОУ, но может быть проведена по просьбе родителя.
Цели и задачи: знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников. Подготовка воспитателя: продумывать, кому какое поручение дать, исходя из возможностей семьи. Организация поручения. Обратиться к родителю в такой форме и так объяснить значимость поручения, чтобы каждый с охотой откликнулся и выполнил просьбу. После выполнения поручения, делается запись в «Книге добрых дел», которая находится в родительском уголке и доступна для чтения всем родителям. Благодарность можно выразить на родительском собрании. Требования к организации поручений. 1Соблюдать принцип постепенности вовлечения родителей в помощь ДОУ. 2Поручения распределять на всех родителей, а не только на активных.
Цели и задачи. Изучение семьи. Установление контакта с ребёнком, его родителями. Познакомиться с условиями воспитания. Понять психологический климат семьи, атмосферу дома с целью нахождения оптимальных путей и средств построения единой линии воздействия на ребёнка в детском саду и дома. Усилить контакт между детским садом и семьёй, устанавливать взаимопонимание, создавать дружескую атмосферу, желание помогать друг другу. Вырабатывать единые приёмы воспитания, чтобы сделать жизнь ребёнка в детском саду и дома содержательной и радостной. Увидеть и отметить положительное в организации жизни семьи . Выяснить, всё ли возможное делается в семье для правильного воспитания ребёнка. Определить, какой линии нужно придерживаться во взаимоотношениях с данной семьёй. Наметить план требований, советов и рекомендаций. Выявлять лучший опыт семейного воспитания. Общаться со всеми членами семьи. Подготовка к посещению: Заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения; Определить цель визита; Изучить сведения о семье: состав, имя и отчества членов семьи, место работы, материальное положение, особенности семьи, здоровье ребёнка; Продумать, какие сведения надо получить и какие вопросы могут задать родители. Организация и содержание посещения. В зависимости от цели визита, воспитатель знакомится: *с местом для игр и занятий, с его освещением и удобством; *с порядком содержания игрушек, книг; *с домашними трудовыми обязанностями, их характером (постоянные, эпизодические); *каким образом происходит формирование культурно-гигиенических навыков; *как осуществляется физическое развитие; *как ребёнка готовят к школе; *с общением членов семьи, атмосферой в доме; *с характером поведения и настроения ребёнка в домашних условиях (радостный, раскованный, притихший, смущённый, приветливый и т.д.). Затем воспитатель рассказывает членам семьи, как ребёнок живёт в детском саду (положительное). Обсуждаются педагогические проблемы и темы. В заключении визита педагог даёт практические советы, рекомендации, намечаются пути и способы распространения положительного опыта воспитания, вырабатываются единые требования к ребёнку для положительного его развития. При повторном посещении проверяется выполнение рекомендаций, данных в предыдущем посещении, отмечаются изменения. Первое посещение носит ознакомительный характер, второе – деловой. После посещения воспитатель делает запись в специальной тетради учёта посещений и намечает план работы с данной семьёй. Каждую семью посещают не реже одного раза в год. Неблагополучные семьи посещают чаще и коллективно – с заведующей, попечительским советом. Требования к посещению семьи. 1Прийти к ребёнку домой – это прийти к нему в гости. Быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Не допускать жалоб, критики, замечаний. Советы давать тактично, ненавязчиво. 2Обязательно прийти в намеченный день, не опаздывать. 3Не вести никаких записей во время посещения. 4Посещения должны быть регулярными, систематическими и с разными целями. 5В процессе посещения видеть и подчёркивать достижения родителей в воспитании ребёнка. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА-ПЕРЕДВИЖКА Цель: увлечь родителей педагогической информацией, вызвать интерес к вопросам воспитания. Организация работы. В уголке для родителей помещается специальная папка для статей на определённую педагогическую тематику и педагогическая литература. Периодически проводятся беседы с родителями о прочитанном: что заинтересовало, что позаимствовали для воспитания ребёнка. Книги подбирает и приобретает администрация ДОУ, принимает участие близлежащая библиотека, помогают родители. Важно продумать: где хранить книги, как выдавать, каким образам вести учёт, выявлять потребности читателей. В одних случаях книги имеют открытый доступ, и родители сами выбирают себе то, что их интересует. Литературу располагают по возрастам, по тематике, по разделам. Если книги хранятся в шкафу, к которому нет свободного доступа, в родительском уголке помещают картотеку с аннотациями. Подбирается она по содержанию, а не по алфавиту. Для каждого родителя заводят читательские карточки. В детском саду назначают ответственного за работу педагогической библиотеки или назначаются дежурные по графику. Для удобства определяются дни и часы выдачи книг. В родительском уголке периодически помещаются объявления о какой-нибудь новинке или книге, изданной давно, но прочитать которую было бы полезно многим родителям. Важно вести учёт прочитанной литературы. Для этого организуется обсуждение, обмен мнениями или родители в специальной тетради пишут отзыв. Книги могут храниться в методическом кабинете в разделе «Литература для родителей».
Беседа педагогов с родителями – это доступная и распространённая форма установления связи педагога с семьёй, его систематическое общение с родителями, с другими членами семьи и ведущая роль в возникновении, проведении беседы принадлежит педагогу. Цели и задачи. Наладить прочную взаимосвязь с семьями детей при соблюдении дифференцированного подхода, исходя из уровня педагогической культуры родителей. Создать педагогически грамотный коллектив родителей, готового активно помогать ДОУ. Способствовать установлению тесной связи и постоянного общения между педагогом, родителями и другими членами семьи. Помогать родителям лучше узнавать жизнь и деятельность ребёнка в детском саду . Оказывать семье конкретную педагогическую помощь. Подготовка к беседе: Договориться с родителями о встрече (место, время, тема); Попросить родителей подготовить вопросы; Пригласить на беседу несколько опытных родителей; Продумать содержание диалога, подготовить советы, рекомендации. Беседа должна быть лаконичной, значимой для родителей. Она проводится по инициативе педагога или родителей. Беседу могут проводить работники ДОУ: заведующая, методист, музыкальный руководитель и другие. В процессе беседы, например, могут обсуждаться такие вопросы: *самочувствие ребёнка дома и в детском саду; *поведение ребёнка дома и в детском саду; *выполнение правил посещения ДОУ; *как организовать выходные дни для полноценного развития ребёнка; *на конкретную педагогическую тему (самостоятельности, упрямстве детей и другие). Оптимальное время беседы – 20минут. Начинать и заканчивать беседу надо на положительной ноте. Важно создавать все условия, чтобы родители могли высказывать своё мнение. Требования к беседе. 1Уметь методически правильно выстраивать диалог, управлять грамотно беседой. 2В беседе выражать заинтересованность, доброжелательность. 3Прислушиваться к высказываниям родителей, улавливать подтекст (метаязык) – скрытое желание родителей. 4Следить за двусторонностью беседы (а не только говорит педагог), задавать родителям вопросы. 5В беседе показывать, что воспитатель делает всё в интересах ребёнка. 6Вести беседу в спокойном дружеском тоне. Групповые консультации. Цели и задачи. Способствовать усвоению родителями определённых знаний, умений. Оказывать родителям помощь в разрешении проблемных вопросов. Конкретизировать и углублять знания родителей, полученных на общих и групповых собраниях. Давать родителям новые знания, расширять их педагогический кругозор. Формы консультаций: - доклад; Дискуссия по проблеме; Выступление специалиста (врача, юриста, учителя и других); Обсуждение статьи, заранее прочитанной родителями; Обмен опытом; Просмотр видеоматериалов, обмен мнениями, выводы. Подготовка консультации: Продумать форму, тему, содержание, кандидатуру консультанта; Предупредить родителей о времени, месте, теме консультации; Подготовить наглядность; Организация консультации. Консультации бывают плановые и неплановые. Неплановые консультации проводятся по мере необходимости по инициативе ДОУ и по просьбе родителей. Консультации плановые проводят систематически, в определённые дни и часы. Содержание консультации конкретизировано до деталей. В зависимости от темы приглашают всех родителей или часть. Например, можно пригласить родителей разных групп с одинаковыми проблемами или успехами в воспитании. Можно пригласить несколько родителей одной из возрастных групп, нуждающихся в консультации по одному и тому же вопросу. Или приглашаются молодые родители; родители, имеющие одного ребёнка; родителей только девочек (мальчиков). Консультация состоит из вступления, основного содержания и заключения в форме выводов, резюме. Содержание текста конкретизировано, включает примеры из практики, анализ различных точек зрения. Требования к организации консультации. *консультации проводить систематически в определённые сроки (может быть постоянное число или неделя месяца); *консультации проводятся в отсутствии детей, в вечерние часы; *плановые консультации проводятся согласно годового плана ДОУ, темы и содержание утверждаются заведующей ДОУ; *консультация должна быть тщательно подготовлена. Групповое родительское собрание. Групповое собрание – целесообразная и действенная форма работы педагогов с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи. Цели и задачи. Знакомить родителей с целями, задачами, содержанием и методами воспитания ребёнка в детском саду и дома. Затронуть, заинтересовать каждого родителя вопросами воспитания детей. Определять единые требования к ребёнку со стороны воспитателя и родителей, вырабатывать единую линию воздействия на ребёнка. Выявлять и распространять лучший опыт семейного воспитания. Формы родительского собрания: Доклады; Семинар-практикум; Собрание, построенное на опыте семейного воспитания; Сочетание теории с практическими упражнениями; Игровая форма – родители берут на себя роль детей и обыгрываются различные ситуации; Практически-ролевая форма – показ фрагментов занятий (родители в роли детей); Показ видеофильмов о пребывании детей в детском саду – анализ, выводы. Подготовка к собранию. 1Составить план проведения собрания. 2Перед собранием проводится анкетирование родителей или опрос по теме собрания. Для этого составляют анкету или опросник. Ответы анализируют и делают вывод об уровне педагогической осведомлённости родителей по теме собрания. 3За две недели до собрания в родительском уголке вывешивается объявление о предстоящем собрании, затем оповещают устно, а перед собранием дети вручают родителям приглашения, сделанные своими руками. 4Продумать организацию детей на период, пока родители будут на собрании. 5Подготовить для родителей бумагу, ручки для записи, памятки родителям. 6Подготовить наглядность, выставку литературы, детских работ и т.д. 7Тщательно подготовить выступление: интересное начало, теоретические выводы с примерами, концовку, согласно правилам публичного выступления. Продумать вопросы родителям для дискуссии. 8Подготовить родителей к выступлению по обмену опытом воспитания детей, иллюстративный сопроводительный материал к их сообщениям. 9Выяснить вопросы, интересующие родителей. 10Подготовить проект решения или резюме. 11Продумать чёткий регламент выступлений (от5 до 10минут). 12Продумать место проведения собрания, время. Проветрить помещение, провести влажную уборку.
Групповое собрание проводится один раз в квартал. Первое собрание в учебном году проводится не позднее начала октября. Итоговое – в мае. По итогам летней оздоровительной работы – в августе. На обсуждение выносится 2-3 вопроса. Один вопрос основной , готовит его воспитатель. По другим выступают специалисты и родители. Тематика собрания определяется годовыми задачами и годовым планом ДОУ, а также учитываются интересы и пожелания родителей или обсуждается актуально назревшая тема. Родителей знакомят с целями, задачами, содержанием, методами, формами воспитания детей. Даётся характеристика возрастных особенностей детей, характеристика динамики развития каждого ребёнка. Выбирается попечительский совет родителей, который сообщает на последующих собраниях о своей работе, а в конце года представляет отчёт о всей проделанной работе за год. Педагоги рассказывают родителям о состоянии воспитательно-образовательной работе в группе, условиях работы; об итогах и выводах опросов, анкетирования. На собраниях родители получают информацию от различных специалистов (врача, музыкального руководителя, медицинской сестры и других). Сообщения делают родители о своём опыте воспитания детей. Проводится дискуссия. При проведении семинара-практикума родителям раздают вопросники, проводят фрагменты занятий с самими родителями, просматривают видеоматериалы и всё это обсуждается. Рассматриваются организационные вопросы. В конце собрания даётся возможность родителям высказаться, обменяться мнениями, задать вопросы, выразить пожелания. Подводится итог, вырабатывается решение, включающее общую договорённость действий родителей и сотрудников ДОУ. Решения отражаются в дальнейших беседах, консультациях, в родительском уголке. Требования к проведению собрания. 1Стремиться к тому, чтобы как можно полнее представить родителям особенности жизни, поведения, деятельности детей группы в целом и каждого ребёнка в отдельности. 2Каждое новое собрание должно начинаться с сообщения о том, как выполнено решение предыдущего собрания. 3Признавать приоритет семейного воспитания, общаться «на равных» с родителями, т.к. никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. 4Знать и соблюдать правила публичного выступления: *деловой внешний вид; *основные теоретические положения зачитываются, примеры и часть доклада рассказывается; *следить за эмоциональной окраской выступления, выделять голосом главное, основные мысли повторяются; если родители что-то записывают, то речь замедляется; *продумать вопросы родителям для дискуссии. Общее родительское собрание ДОУ. Общее родительское собрание – коллективная форма работы с родителями, где обсуждаются проблемы воспитания, имеющие важное значение для повышения педагогической культуры всех родителей независимо от возраста их детей. Цели и задачи. Знакомить коллектив родителей всего ДОУ: а) с современными и широкими педагогическими проблемами воспитания; б) основными постановлениями, документами министерства образования федерального и регионального уровней, местного отдела образования; в) направлениями работы ДОУ в текущем году. Распространять положительный семейный опыт воспитания. Способствовать повышению педагогической компетентности родителей, овладению педагогическими знаниями, оптимальными методами воспитания своего ребёнка. Стремиться реализовать принцип единства требований в воспитании со стороны родителей и педагогов ДОУ. Помочь родителям увидеть в педагогах верных союзников и умных друзей их детей. Подготовка собрания. Подготовка зала: соблюдение гигиенических требований, воздушного режима, создание комфортных условий родителям, эстетичность; Организация дежурной группы для детей, пока их родители на собрании; Назначение ответственных за встречу родителей, размещение их в зале; Приглашение специалистов (врача, юриста, представителя ГАИ и др.); Подготовка родителей к выступлению; Подготовка проекта решения собрания; Оповещение родителей: объявления общие и в группах, устное приглашение-напоминание, пригласительные билеты и др. Содержание общего собрания. Общее родительское собрание проводится 2-3 раза в год. Собрание ведёт заведующая или методист. Основной доклад могут читать заведующая, методист, воспитатель, родитель-специалист в какой-либо области, обладающий ораторским искусством. Тема должна быть интересна всем родителям. После основного доклада заведующая знакомит родителей с положениями, постановлениями. Далее выступают приглашённые специалисты, родители. На первом в учебном году собрании родителей обязательно знакомят с задачами ДОУ, направлениями работы. Рассказывают о результатах образовательной работы на уровне ДОУ. Непременно рассматривается тема физического развития дошкольников и организация летней оздоровительной работы. Заведующая знакомит родителей с педагогической, административной, хозяйственной деятельностью. Решаются организационные и хозяйственные вопросы. Выступают родители со своим опытом воспитания, попечительский совет ДОУ. Родителям может быть показан концерт, спортивное выступление. Родителям представляется возможность задать вопрос, высказать своё мнение, обсудить работу ДОУ. Проводится экскурс выставки. В конце собрания вырабатывается решение или резюме. Контроль за выполнением решения возлагается на администрацию ДОУ и попечительский совет. О выполнении решения сообщается на следующем собрании. Требования к проведению общего собрания. *Собрание готовит заведующая с помощью всего коллектива. *На общем собрании присутствует весь педагогический коллектив. *Собрание проводится в торжественной обстановке, подчёркивается его значимость. *Выступления тщательно готовятся в соответствии с требованиями ораторского искусства. *Устанавливается регламент, продолжительность собрания -1час 20минут. Вечер вопросов и ответов. Цели и задачи: удовлетворить потребность родителей в педагогических знаниях. Подготовка. В ДОУ постоянно или периодически вывешивают почтовый ящик для письменных вопросов родителей. Родители в письменном виде в почтовый ящик опускают интересующие их вопросы по разным проблемам воспитания. За 3-4 дня до проведения вечера вопросов и ответов родителям вручают приглашение (яркое и красочное), вывешивается объявление. Педагог готовит ответы. Подготавливают тексты педагогических ситуаций по вопросам родителей из теории и практики воспитания. Организация и проведение. Данное мероприятие состоит из двух частей. 1часть – на вопросы отвечают педагоги, врач, музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, психолог, методист, заведующая (в зависимости от содержания вопросов родителей). Ответы должны быть точные, исчерпывающие. 2часть – родителям предлагают решить проблемные педагогические ситуации, педагогические задачи и ответить на вопросы педагогов. Родители делятся опытом семейного воспитания. Коммуникативный центр. Оборудуется небольшое помещение (уютная комната, часть холла). В неофициальной обстановке родители рассказывают друг другу о своих переживаниях, делятся впечатлениями о событиях дня. Взрослые могут беседовать за чашкой чая, кофе. Педагогическая конференция. Конференция (лат. – собирать в одно место) – это собрание, совещание представителей правительств, обществ, научных организаций для обсуждения и решения каких-либо вопросов; форма массовой работы с людьми (родителями). Цели и задачи. Распространять педагогические идеи и знания. Усилить внимание родителей к воспитанию детей. Знакомить с содержанием воспитательно-образовательной работы в разных возрастных группах. Способствовать обмену опытом семейного воспитания. Намечать конкретно-воспитательные задачи и пути воздействия на ребёнка. Формировать у родителей ответственное отношение к своим родительским обязанностям. Повышать педагогическую культуру и педагогическую компетентность родителей. Подготовка конференции. 1Выбирается актуальная, охватывающая широкий спектр вопросов, тема («Здоровье детей», «Приобщение детей к национальной культуре», «Игра в жизни ребёнка» и др.). Составляется план проведения конференции. 2Для углубленной проработки темы посещают родителей на дому, проводят день открытых дверей, готовят видеоматериалы фрагментов педагогического процесса. 3Проводят опросы, анкетирование. 5Приглашают специалистов. 6Готовят выступления взрослых и детей, наглядное сопровождение к их выступлениям. 7Вывешивают заранее объявление; готовят выставку детских работ, выставку и распродажу педагогической и детской литературы, фотовыставку, отражающую работу учреждения по данной теме; высказывания, баннеры, стенгазеты, памятки, пригласительные билеты, стенды, видеоматериалы, альбомы и т. д. 8Готовят место проведения конференции: влажная уборка, проветривание, место для выступающих, микрофоны и др. Организация конференции. Конференции проводят в масштабах республики, района, города; в рамках нескольких ДОУ или одного дошкольного учреждения 1-2 раза в год. Конференции организуют отделы образования, крупные предприятия с привлечением ДОУ, заведующий детского сада. На конференции приглашаются авторитетные специалисты, общественные деятели, руководители учреждений. ДОУ могут организовать выездные конференции на предприятия, к спонсорам. Они могут быть заочные (в выпускаемых сборниках), могут быть организованы через интернет. Готовят конференции отделы образования, педагогический коллектив во главе с заведующим и с помощью родителей. Примерное проведение конференции. 1этап. Вводная часть. Цель: собрать внимание участников, нацелить на решение проблемы. Озвучивается тема, выводится на экран. У участников конференции на руках тема и тезисы выступлений. Обговаривается план и регламент выступлений. Оглашаются результаты опросов, анкетирования. Проводится викторина (по возможности). 2этап. Основная часть. Цель: дать знания, обменяться опытом. Чтение докладов (2-3), раскрывающие ключевые вопросы основной темы. Сообщения воспитателей (2-3). Выступления специалистов (1-2). Выступления родителей по обмену семейного опыта воспитания детей. Показ и комментирование видеоматериалов. Обсуждение проблемы, диспут. 3этап. Заключительная часть: Викторина; Экскурс по выставкам; Обзор литературы; Концертные выступления; Продажа педагогической и детской литературы. Требования к проведению конференции. 1Конференция носит торжественно-деловой характер. 2Максимальная длительность конференции 1час 30минут. Встреча за круглым столом. Цель: повышать уровень педагогической культуры родителей. Подготовка. Воспитатель готовит вопросы по одной проблеме воспитания (организация игры, преодоление отрицательных эмоций и т.д.). На отдельных листах бумаги за 3-4 дня до проведения круглого стола родителям раздают приглашения, где указана тема. Вывешивается объявление. Готовится помещение, расставляются столы по кругу. На столах бумага, ручки. Проведение. Воспитатель раздаёт родителям листочки с вопросами и предлагает письменно ответить на вопрос по теме. Затем родители зачитывают ответы, их анализируют, дают советы, рекомендации и родители, и воспитатель. Практикум. Практикум – форма организации практической помощи родителям; один из путей повышения педагогической грамотности родителей. Цели и задачи: рассказать и показать способы, приёмы воздействия на ребёнка с целью повышения качества обучения и воспитания дошкольников. Подготовка к проведению практикума. 1Провести диагностику, опрос родителей по теме практикума. 2Изучить уровень сформированных навыков и умений у каждого ребёнка. 3Вести дневник наблюдений за детьми по усвоению программных требований. 4На основе наблюдений и диагностики составить план практикумов, конспекты и подготовить показы, выступления. Составить памятки и задания для родителей. 6За 1-2 недели предупреждают родителей (всех или подгруппу) о проведении практикума на определённую тему. 7Решить организационные вопросы: место, время, наглядность, подготовка материала, выставки. 8Подготовить конверты с индивидуальными заданиями, памятки. Проведение практикума. 1Вступительное слово воспитателя: объяснение актуальности темы, знакомство с целями и задачами, программными требованиями, практической значимостью темы для родителей и их детей. 2Практический показ: Просмотр родителями занятия воспитателя с детьми или его фрагмента; Проведение занятия воспитателем непосредственно с родителями (родители исполняют роль детей); Проведение занятия воспитателем с детьми и родителями вместе; Просмотр видеоролика. 3Анализ увиденного, услышанного, совершённых практических действий и обмен мнениями. 4По завершению практикума каждый из присутствующих получает конверт с индивидуальными заданиями, в которых указаны конкретные игры, упражнения. Их следует провести дома с дошкольником в зависимости от уровня сформированных умений и навыков ребёнка. В конверт вкладывается памятка с перечнем методов и приёмов обучения и воспитания. Организация практикума. * Практикум проводится 2-3раза в год, в зависимости от уровня сформированных у детей навыков и умений по тому или иному разделу программы. * В содержание практикума включается рассказ и показ способов и приёмов обучения. Например, как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребёнка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат, как учить стихотворение и др. * Через3-4месяца целесообразно провести беседу по обмену опытом о проведении игр, занятий, упражнений дома. Устный журнал. Цель: а) расширять и углублять знания родителей по определённой теме воспитания и обучения дошкольников; б) разнообразить содержание работы с родителями. Подготовка. Воспитатель определяет актуальную тему и планирует раскрыть её с помощью комплекса приёмов. Проведение. Воспитатель объявляет название устного журнала. Например, «У порога школы». 1страница. Сообщение заведующего «Всесторонняя подготовка к школе». 3страница. Показ упражнений, подготавливающих руку к письму. 4страница. Сообщение родительницы из прошлогоднего выпуска на тему: «Как наша семья осуществляла физическую подготовку ребёнка к школе». 5страница. Литературная. Воспитатель с дошкольником показывает методику заучивания стихотворения. 6страница. Заключительная. Просмотр фильма «В школу». Проведение конкурсов. Цель: узнать об увлечениях родителей, которые имеют положительное воспитательное значение и влияние на ребёнка; распространять положительный семейный опыт воспитания детей. Подготовка и организация конкурсов. Конкурсы можно приурочить к родительским собраниям, конференциям, но можно проводить отдельно. Определяется тема, разрабатывается педагогами и родителями положение. Выбирают жюри. Определяют критерии, по которым будет оцениваться конкурс. Всех родителей знакомят с положением за месяц до конкурса. В индивидуальных беседах воспитатель уточняет, кто и как готовится к конкурсу. В конкурсе могут принимать участие только родители или родители с детьми. Продумать призы, награды. Примерные темы конкурсов: Лучший игровой уголок; Поделки из природного материала; Народная игрушка; Игрушки-самоделки; Куклы – персонажи сказок; Карнавальный костюм; Папа, мама, я – спортивная семья; Мамины, папины помощники и последователи. Конкурсы освещаются в печати, делают стенд с фотографиями, фотоальбом. Педагогическое просвещение родителей. Формы работы: Лектории, кинолектории; Университет педагогических знаний родителей, киноуниверситет; Школа молодой семьи; Школа для родителей; Заочная педагогическая школа; Семинары; Мастерская добрых дел. Цели и задачи.
Распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания. Просвещать родителей, повышать уровень педагогических знаний, умений для осуществления полноценного воспитания детей. Систематически повышать интерес родителей к воспитанию детей. Развивать родителей как педагогов. Давать знания по вопросам воспитания и обучения, об особенностях детей дошкольного возраста, о целях и задачах воспитания. Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию; умение объективно оценивать свои педагогические результаты.
Лекторий – (лектор, лекция) – это комплекс мероприятий для распространения педагогических знаний среди родителей и повышения их педагогической культуры. Лекторий планируется сроком на 1-2 года внутри детского сада или за его пределами, на уровне города. Занятия проводятся 1-2 раза в месяц. Лектории могут быть эпизодическими, либо проводятся циклами лекций, рассчитанных на несколько месяцев. Посещение свободное, то есть каждый раз может быть разный состав слушателей. Можно объявить единый день лектория в течении года. Это дисциплинирует всех, обеспечивает целенаправленность в работе. Назначается ответственный по организации лектория. К проведению лектория подключают различных специалистов, а в организации его участвуют родители. Программу лектория продумывает заведующий совместно с педагогами. На уровне города программу составляет отдел образования совместно с заведующими. Лекторий проводится в форме лекций , семинаров, диспутов, практикумов, просмотра кинофильмов, докладов по обмену педагогического опыта. Университет педагогических знаний. Университет педагогических знаний (УПЗ) – это своеобразное учебное заведение. Здесь должно быть налицо: Организующее ядро – ректорат; Постоянный состав слушателей; Определённая учебная программа; Учебный процесс, сочетающий разные формы, методы и средства обучения; Преподавательский и лекторский состав, обеспечивающий выполнение программы; Организация самостоятельной работы слушателей, закрепление даваемых знаний. Цели и задачи: повышать педагогическую культуру родителей, распространять педагогические знания и передовой опыт воспитания; способствовать полезному проведению семейного досуга. Организация УПЗ. Организуют университет на уровне района, города. Определяют учредителей, спонсоров. Находят удобное помещение (библиотека, дом культуры, кинотеатр, школа, детский сад). Избирают ректора, проректора секретаря. Составляют программу на 1-2 года. Занятия проводят 1 раз в месяц в определённое время. При составлении тем, учитывают педагогический уровень родителей, их интересы, состав семьи. Программу утверждает Министерство образования и выделяет лекторам деньги. На занятия родители приходят с детьми. Воспитатели в отдельном помещении занимаются с ними. Лекторы должны улавливать пульс жизни, учитывать культурный уровень родителей, их запросы, давать точные и исчерпывающие ответы на вопросы; должны знать психологию, педагогику, семейную практику воспитания. Приглашают специалистов в области медицины, социологии, демографии, литературы и искусства, преподавателей и студентов педагогических учреждений. В университете занимаются родители, например, всех ДОУ города, родители микрорайона. Акцент делается на разностороннее воспитание ребёнка. Родители получают книжки-абонименты на весь срок обучения, где указана тематика занятий. На первом занятии обсуждается учебная программа, определяется время проведения занятий, условия, требования. Проводится анкетирование. Помимо лекций предусматривается организация практических занятий. Например: решение педагогических задач и ситуаций воспитания, практикумов, консультаций, конкурсов, посещение родителями занятий в ДОУ, устраиваются выставки. Родителям дают домашние задания. Например, записывать высказывания детей о просмотренных спектаклях, фильмах на протяжении определённого времени и отследить динамику развития речи ребёнка. Примерный план лектория. Первый год обучения. Тема: «Физическое воспитание дошкольников». Октябрь. Роль семьи в физическом развитии дошкольника. Лекция. Ноябрь. Чтобы ребёнок был здоров. Встреча с врачом детской поликлиники. Декабрь. Организация закаливания. Практикум. Январь. Роль культурно-гигиенических навыков в здоровье детей, практикум. Февраль. Микростадион дома. Обмен опытом семейного воспитания. Март. Традиционные и нетрадиционные подходы к здоровью детей, диспут. Апрель. Организация питания детей. Встреча с диетологом и поваром ДОУ. Май. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья. Просмотр фильма. Второй год обучения. Тема: «Психическое здоровье дошкольника». Октябрь. Роль режима дня в укреплении нервной системы ребёнка. Лекция. Ноябрь. Природа как фактор в укреплении психического здоровья детей. Встреча с тренером по туризму. Декабрь. Роль положительных эмоций в укреплении нервной системы малыша. Встреча с психологом. Январь. Как преодолеть детские страхи. Практикум. Февраль. Развиваем в детях чувство юмора. Практикум. Март. Борьба с упрямством. Консультация психолога. Апрель. Когда ребёнок берёт чужое. Советы психолога. Май. Мама, купи! Вечер вопросов и ответов. Июнь. Наказание и поощрение в воспитании детей. Консультация методиста. Рассматриваются и такие вопросы: Прослушивание детских высказываний и последующий их анализ; Составление плана, сценария проведения досуга дома (день рождения и др.); Обучение комплексам физических упражнений; Конкурс на лучшее оформления блюда; Туристический поход; Составление дневных, недельных и месячных графиков распределения обязанностей по дому; Обмен опытом семейного воспитания; Обсуждение различных форм проведения культурного досуга в семье; Комплектование детской библиотеки; Сервировка стола дома и в детском саду; Практические советы по устройству места для занятий и игр ребёнка дома. Слушателей университета обеспечивают билетами на посещение детских спектаклей, цирка. К занятиям в университете приурачивают различные выставки, продажу педагогической и детской литературы. Родителей знакомят с программой детских передач по радио и телевидению, с детскими сайтами в интернете. К теоретическим занятиям следует отнести лекции, семинары, доклады, консультации, конференции и т. д. В конце работы университета родителям вручают свидетельства, удостоверения об окончании педагогического университета. Школа для родителей. Цели и задачи: освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до 7 лет, подготовка их к школе. Организация. Школа для родителей создаётся в детском саду. Посещать школу могут родители, которые воспитывают детей дома. Их оповещают через специальные объявления. Занятия организуют систематически – раз в месяц или раз в квартал. Родителям раздают памятки с датой и темой последующих занятий. Заочная педагогическая школа для родителей. Родителям дают на дом литературу, педагогические журналы, газеты для изучения. Педагоги дают рекомендации, аннотации к книгам, статьям. Затем прочитанное обсуждается. Лекции для населения. Цель: повышать уровень педагогических знаний родителей, повышать интерес к вопросам воспитания. Организация лекций. Лекции организуются эпизодически отделом образования или администрацией ДОУ. Лекция обязательно должна быть на актуальную тему. Теоретический материал должен сопровождаться яркими убедительными фактами. Необходимо раскрыть методы влияния на детей, показать пути преодоления трудностей воспитания. Включать в лекцию факты из практики семейного воспитания. Средства массовой информации. В эту форму работы с родителями входит выступление педагогов (врачей, юристов, писателей, самих родителей) по местному радио, телевидению, в местной и центральной печати. Педагогические проблемы должны носить практический характер, раскрывать педагогические ситуации, давать советы, как поступить в том или ином случае. Важно постоянно изучать, какие вопросы воспитания вызывают наибольший интерес. Педагогические кружки. Цель: вооружить родителей разнообразными практическими знаниями и умениями для правильной организации жизни детей и их воспитания. Организация. Кружки проводят работники детского сада, родители-специалисты. Кружки родители могут посещать вместе с детьми. Это могут быть: кружок кройки и шитья, кружок вязания, кружок вкусной и здоровой пищи, кружок изготовления игрушек и пособий-самоделок, кружок натуралистов, кружок практических методов и приёмов обучения и воспитания детей – как читать детям, как разучивать стихи, слушать музыку, рассматривать художественные произведения и другие. Школа молодой семьи. Цели и задачи: Дать знания родителям по вопросам воспитания детей; Дать родителям знания о возрастных особенностях детей дошкольного возраста, целях и задачах воспитания; Осуществлять педагогическое просвещение родителей; Формировать у родителей критическое отношение к себе как воспитателю, научить объективно оценивать свои педагогические результаты; Формировать у родителей педагогические суждения, убеждения, позицию. Подготовка и организация. 1Выяснить интересы родителей. 2Разработать программу. 3Подготовить тематические выставки, литературу, ответы на вопросы родителей. 4Обеденить 2-3 ДОУ по организации школы, может быть и заочная школа молодой семьи. Формы занятий: Семинар; Дискуссия; Индивидуальная или групповая беседа; Консультации для отдельных групп родителей; Анализ педагогических ситуаций, решение педагогических задач; Предложить родителям вести дневниковые записи интересных высказываний детей, их поступков, собирать рисунки. 2занятие. Написать сочинение «Наш ребёнок». 3занятие. (Примерное) Тема: «Современная молодая семья и её роль в воспитании детей». Характеристика современной семьи. Социальные функции. Конституция об ответственности родителей. Семейный кодекс. Особенности молодой семьи. Помощь молодой семье со стороны государства, заботы о матери и ребёнке. Льготы матерям. О ведущих задачах воспитания детей, стоящих перед семьёй. Взаимосвязь общественного и семейного воспитания. Необходимость педагогического самообразования родителей. 4занятие. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». 5занятие. Тема: «Учиться понимать ребёнка». 6занятие. Тема: «Методы педагогического воздействия». 7занятие. Тема: «Семейный микроклимат и воспитание детей». 8занятие. Тема: «Почему ребёнок капризничает». 9занятие. Тема: «Чем занять ребёнка дома». НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ День открытых дверей. День открытых дверей – наглядное средство в распространении педагогических знаний среди родителей, где их знакомят с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ; способствует преодолению у части родителей поверхностного суждения о роли ДОУ в жизни дошкольников; родителям оказывают практическую помощь. Цели и задачи. Повышать уровень педагогической культуры родителей. Удовлетворять потребность родителей в педагогических знаниях. Дать родителям возможность познакомиться с работой ДОУ, его традициями, правилами, особенностями и организацией воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Более глубже знакомить с организацией жизни детей в детском саду. Своевременно разъяснять актуальные задачи и требования к воспитанию детей. Дать конкретное представление о содержании и методах воспитательной работы. Дать возможность понаблюдать за поведением и общением своего ребёнка в детском саду, сравнить его поведение, умения с поведением и умениями других детей, познакомиться с методами работы педагогов- профессионалов. Устанавливать с родителями деловые контакты, направленные на улучшение воспитания детей. Разнообразить пути педагогического воздействия на родителей. Подготовка к проведению. 1Определить цели, задачи, время, составить план проведения мероприятий, ответственных. Составить и утвердить конспекты открытых занятий, режимных моментов. 2Продумать, кто встретит родителей, проводит по группам. 3Провести предварительные беседы с родителями о правилах поведения при наблюдениях: нельзя задавать вопросы в процессе занятия, делать замечания, подавать реплики и т. п. 4Подготовить вступительное слово, вопросы родителям для анализа просмотренных занятий и режимных моментов, резюме. Организация мероприятия. День открытых дверей проводится 3-4раза в год. Можно организовать как предварительную работу к педагогической конференции. Заранее оповещают родителей. Начинают день с экскурсии по ДОУ, по группе. Рассказывают о предстоящих наблюдениях , раздают вопросы для анализа увиденного. Напоминают о правилах поведения во время наблюдений. Затем проводится показ фрагментов работы ДОУ (занятие, коллективный труд, режимные моменты и др.). После просмотра проводится беседа и обмен мнениями об увиденном. Заведующий, методист дают советы, рекомендации, предлагают родителям записать свои впечатления в книгу отзывов и предложений. Подводится итог в форме резюме. Записи, сделанные родителями, педагоги анализируют на педсовете. В дальнейшем родители становятся активными участниками мероприятий (походы, прогулки, экскурсии). Затем родители посещают ДОУ индивидуально. Можно составить график посещений. Родительский уголок. Цель: знакомить родителей с вопросами воспитания детей; давать родителям конкретную информацию (групповую и общую); показать родителям воспитательно-образовательный процесс в группе и в ДОУ; доступно, убедительно и экономно давать родителям нужную педагогическую информацию. Требования к оформлению уголка: Разнообразие материала, но не обилие; Красочность (для привлечения внимания); Соответствие возрастным особенностям; Сезонность тематики; Отражение местных особенностей; Удобство расположения для ознакомления с информацией; Отсутствие стандарта; Систематическая смена материала (1раз в 2месяца); Не помещать большие тексты, они должны быть краткими, ясными по мысли и изложению. Организация: * наличие текстового материала; *наличие иллюстративного материала; *наличие места для детских работ (стенды, полки); *наличие витрин для педагогической и детской художественной литературы; *наличие книги добрых дел родителей; *оборудование места для родителей, чтобы была возможность сесть почитать информацию, посмотреть работу ребёнка. 1 раздел. Отражается повседневная жизнь группы: меню, режим, объявления, сведения о занятиях, правила для родителей, справочный материал о времени работы администрации ДОУ и врача, № телефонов, адрес ДОУ. 2 раздел. Здесь помещается текущая работа по воспитанию детей в детском саду и дома: выписки из календарных планов, краткие записи выполнения программы воспитания и обучения в детском саду, работы детей, рекомендации по вопросам обучения и воспитания, отчёты попечительского совета о проделанной работе, краткие отчёты о динамике достижений. Также помещается опыт семейного воспитания, выписки из программ радио и телевидения с рекомендациями, что целесообразно посмотреть и послушать с ребёнком в течении недели, аннотации к педагогическим статьям и литературе. Информация для родителей помещается в общих уголках (коридоры, фойе, вестибюли) и в групповых помещениях.
(Групповые и общие). Цель: знакомить родителей с актуальными вопросами теории и практики воспитания детей; распространять лучший опыт семейного воспитания в доступной наглядной форме; наглядно показать работу ДОУ; способствовать глубокому восприятию материала, темы, проблемы. Педагогические требования: Иллюстративный материал тщательно отбирается и продумывается, сочетается с текстовым; Материал сопровождается теоретическими положениями, комментариями, цитатами, рекомендациями, советами; В процессе просматривания выставки родителей привлекают к обсуждению её содержания; Текстовой материал должен быть кратким, но содержательным; Выставка должна быть красочно оформлена, эстетична. Место проведения: В группе; В залах; В вестибюлях ДОУ; Кинотеатрах; Домах культуры; На производствах. Организация и проведение выставок. Тематические выставки готовит администрация ДОУ, воспитатели, родители. Они приурачиваются к родительскому собранию, конференциям, но могут бытии самостоятельными. Информацию размещают на небольших витринах, полках, раздвижных ширмах. передвижных ширмах-стендах. Информация представляется в диаграммах, цифрах, фотографиях, иллюстрациях, детских работах, небольших статьях, заметках, высказываниях, рекомендациях, комментариях, цитатах, советах, зарисовках. Содержание и тематика определяются в соответствии с задачами годового плана ДОУ и актуальными проблемами. Тематика выставок, например, может быть такой: Как правильно и красиво одевать детей; Питание наших детей; Физическое развитие дошкольника; Жизнь детской книги в семье; Условия жизни ребёнка в ДОУ в фотоматериалах; Формируем культурно-гигиенические навыки у детей; Семейный опыт воспитания; Подготовка детей к школе; Эстетическое воспитание детей и другие темы. При организации выставки детских работ, можно провести небольшой конкурс, который оценивают родители. Около понравившегося рисунка кладут билетики, полученные вначале просматривания выставки. По количеству билетиков определяются победители. Примерное планирование тематической выставки: «Выходной, выходной – папа целый день со мной». 1раздел – выходной день. 2раздел – всестороннее развитие ребёнка на прогулках. 3раздел – одежда детей на экскурсии, в туристическом походе. 4раздел – особенности прогулок в разное время года. Каждый раздел включает фотоматериалы, советы, рекомендации, высказывания, пословицы, иллюстрации. Папки – передвижки. Цель: повышать уровень педагогических знаний родителей, глубже знакомить их с педагогическими проблемами. Организация. Папки в форме книжки-раскладушки или альбома находятся в уголке для родителей. Их дают родителям домой для ознакомления с информацией, затем воспитатель проводит индивидуальную беседу о прочитанном в папке или альбоме . В папки-передвижки помещается тематический материал с иллюстрациями и практическими рекомендациями. Материал периодически меняется. При оформлении соблюдать требования: краткость, доступность педагогической информации, эстетичность, яркость, периодичность в смене материала. Педагогическая информация может быть следующего содержания: Требования к одежде и обуви дошкольника; Формирование культурно-гигиенических навыков; Безопасность жизнедеятельности детей; Закаливание дошкольников и др. К сбору материала в папку-передвижку можно привлечь родителей. Видеофильмы. Цель: увлечь родителей педагогическими знаниями, вызывать интерес к вопросам воспитания. Организация. Видеофильмы включают в работу лекториев, университетов, но может быть самостоятельный показ. Перед показом педагог делает вступление, предлагает заострить внимание на каких-либо моментах. После просмотра проводится обсуждение. Педагог заранее для этого готовит вопросы родителям. Делается вывод, резюме. Фильмы должны представлять собой чётко выраженную педагогическую проблему и соответствующее содержание. Памятки для родителей. Цель: дать ответы родителям на интересующие их вопросы. Организация. Памятки могут быть помещены в родительском уголке на видном и удобном для чтения месте, розданы на родительском собрании каждому родителю. Текст памятки пишется так, чтобы его нетрудно было читать. Пример памятки. Уважаемые родители! Перед тем, как вести своего ребёнка в детский сад, проверьте, правильно ли он одет, соответствует ли его костюм времени года и температуре воздуха. В правильно подобранной одежде ребёнок свободно двигается, меньше утомляется. Проследите, чтобы одежда не была слишком велика и вместе с тем не сковывала движений ребёнка. Особое внимание обратите на обувь. Она должна быть лёгкой, тёплой, с нескользкой подошвой и точно соответствовала размеру ноги. Проверьте застёжки и завязки. Они должны быть такими, чтобы ребёнку было удобно самостоятельно ими пользоваться. Ребёнку необходим как в помещении, так и на прогулке, носовой платок. На одежде для его хранения предусмотрите карман. Книги-эстафеты. Цель: изучать своих воспитанников, помогать родителям в воспитании детей, объединять усилия сотрудников ДОУ и родителей на создание оптимальных условий для развития и формирования личности ребёнка. Организация. В родительском уголке помещается тетрадь (альбом, книга). В ней имеются разделы: учим трудиться, приучаем к добру, красота спасёт мир, развиваем речь ребёнка, физическое развитие ребёнка. На страницах такой эстафеты родители делятся опытом воспитания своего ребёнка. Ежемесячный педагогический журнал (газета). Цель: дать родителям возможность дома в спокойной обстановке ознакомиться с содержанием предложенного материала и повысить свою педагогическую компетентность. Организация и содержание. Один раз в месяц каждой семье раздают педагогический минижурнал (газету). Издание состоит из нескольких страниц. Например: 1страница – поздравление с праздником. 2страница – объявления, просьбы, информация. 3страница – сообщение, чем будут заниматься дети в данном месяце. В издании может быть информация о времени передач на педагогические темы, о вышедших из печати книгах-новинках с педагогическим содержанием, статьях, журналах и газетах; об открывающихся выставках, на которые полезно сводить детей; о фильмах для взрослых, где поднимаются вопросы воспитания и культуры внутрисемейных отношений и другое. Текст представляется в компьютерном исполнении. Помощь в очередном издании могут оказать родители. Обложку делают дети с воспитателем на занятиях по изобразительной деятельности. Папка выпускника. Папка выпускника относится к индивидуальной форме работы с родителями. Она служит распространению идей дошкольного воспитания. Работа по оформлению таких папок начинается с того момента, когда ребёнок начинает посещать детский сад. В папку отбирают самое яркое, характерное для данного ребёнка: его интересные рисунки, высказывания, фотографии, запись рассказов и тому подобное. На празднике «Прощай детский сад» папка торжественно вручается выпускнику детского сада. Балаклейская Надежда
Беседы и консультации с родителями как формы осуществления индивидуального подхода к родителям .Педагогическое образование родителей предполагает , по мнению Е. П. Арнаутовой, систематически проводимые и теоретически обоснованные встречи с ними, целью которых является передача знаний, формирование представлений , навыков, умений у матерей и отцов в различных аспектах семейного воспитания. В своей работе мы солидарны с мнением Т. А. Марковой, которая считает, что беседы воспитателя с родителями – наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагогов с семьей , его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседы помогают разрешить трудности отдельных семей, адресуются конкретным людям и посвящены определенной ситуации, указывала В. М. Иванова. Активное участие в беседе и воспитателя , и родителей - сущест-венная особенность данной формы , позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей . Следует также отметить, что ведущая роль в возникновении бесед должна принадлежать воспитателю, поскольку активность воспитателя вызывает ответную активность родителей , считала Т. А. Маркова. Педагог должен заранее продумать, с чего начнет беседу , какие вопросы задаст родителям , чтобы выявить их понимание обсуждаемых вопросов, отношение к ним. Договариваясь с родителями о времени беседы , воспитатель сообщает ее тему и просит подготовить вопросы, на которые они хотели бы получить ответ, отмечала Т. А. Маркова. Материал для бесед с родителями дают воспитателю наблюдения за ребенком : за выполнением им правил поведения в коллективе, за отношением к детям, к взрослым и их требованиям, за отношением к деятельности; разговоры с ребенком, выявляющие его знания, представления, мотивы поведения. По мысли Т. А. Марковой, педагогическая беседа должна быть предельно конкретной и содержательной. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна пробуждать у родителей интерес к педагогическим проблемам , повышать чувство ответственности за воспитание детей. Чтобы установить контакт с родителями в процессе беседы , вовлечь их в обсуждение, воспитателю необходимо предусмотреть ряд условий, в частности продумать место и время проведения беседы . Родители должны располагать достаточным временем, чтобы без спешки обсудить намеченные вопросы. Но важно не только войти в контакт с родителями , вызвать у них желание общаться, но и быть искренними в беседе , правдиво отвечать на вопросы. Это удается, если родители видят глубокую заинтересованность исследователя в судьбе ребенка, доброжелательность и вместе с тем эрудицию, способность помочь в воспитании. Во время беседы с родителями не следует вести подробной записи, так как это смущает родителей и тем самым снижает эффективность беседы . Как справедливо отмечает Т. А. Маркова, воспитатель всегда располагает фактами, положительно характеризующими ребенка. Эти факты обязательно надо приводить в беседах , тогда то отрицательное, что вынужден говорить о ребенке воспитатель, родители воспринимают не так болезненно. Таким образом, важнейший принципы беседы с родителями : активная позиция педагога , который придает беседе целенаправленность , задает тон, но главная его задача - вызвать собеседника на откровенный разговор. Беседа будет эффективна в том случае, если достигнута двусторонняя активность беседующих и разговор шел с позиции интересов ребенка. Ж. Р. Березня выделяет особый вид индивидуальной беседы с родителями – типовая беседа . Как отмечает автор, типовая беседа имеет сходство с анкетированием, т. к. проводится по заранее намеченным вопросам. Подводя итог вышеизложенному, определим ценность индивидуальной беседы в следующем : Располагает к более открытому разговору обо всех сторонах жизни ребенка; Помогает воспитателю информировать родителей об изменениях в развитии и поведении их детей; Дает возможность узнать, какие воспитательные воздействия оказывает семья на ребенка в тот или иной период (поэтому содержание таких бесед определяется поведением ребенка). Следовательно, беседа является средством установления контактов с родителями , изучения семейного воспитания ребенка и влияния на характер этого воспитания. Еще одной из форм индивидуальной работы с родителями являются консультации . Консультации для родителей , как считает Т. А. Маркова, по своему характеру близки к беседам . Основная разница состоит в том, что, проводя консультацию , отвечая на вопросы родителей , педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить. Консультации , как одна из форм индивидуальной , дифферен-цированной работы с родителями , помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна, с другой, побуждает, родителей серьезно присматриваться к своим детям, выявлять черты, их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать. Консультация позволяет обсудить достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом воспитания других родителей и сделать выводы для воспитания своего ребенка. Тематика консультаций определяется задачами всестороннего воспитания детей и потребностями родителей (какие вопросы они задают, какие трудности испытывают) . Т. А. Маркова отмечала в своих исследованиях, что рекомендации, советы, даваемые родителям , должны быть конкретными, учитывающими условия жизни семьи и индивидуальные особенности ребенка . Каждая консультация должна давать родителям что-то новое , полезное, расширять их педагогические знания . Успех консультации во многом зависит от такта, чуткости и отзывчивости педагога по отношению к родителям , от умения убеждать. Консультация , как и беседа , требует подготовки, так как родителей не удовлетворяют общие ответы. Прежде чем что-то посоветовать родителям , разрешить какое-то их сомнение, педагог должен тщательно изучить тот факт, который заставил родителей обратиться к нему : побеседовать с членами семьи , прочитать соответствующую литературу, подобрать интересные примеры из практики, если потребуется - наглядный материал : детские работы, поделки, книги, иногда даже посетить семью. При анализе педагогической литературы мы обратили внимание на тот факт, что разные исследователи по-разному относятся к специфике проведения . Так, А. С. Спиваковская считает, что в воспитании ребенка каждый родитель – творец , первооткрыватель, что его переживания и раздумья глубоко индивидуальны и неповторимы , и в связи с этим, не нужно давать им готовых рецептов и советов, нужно давать им ориентиры, направления поисков, чтобы родители осознали важность самостоятельной работы, которая заключается в воздействии и изменении не только детей, но и самих себя. В отличие от А. И. Васильевой, Я. И. Ковальчук считает, что индивидуальные беседы с родителями не должны быть случайными, во время прихода детей или ухода домой. Настоящая беседа требует от воспитателя специальной подготовки материала : сведений о ребенке, о его интересах, поведении, подбора рисунков и поделок. Беседа наедине делает родителей более откровенными и разговорчивыми. Следует также отметить тот факт, что в работе с родителями педагог сталкивается с родителями разного уровня воспитательных возможностей. Как отмечает О. Л. Зверева, в работе с родителями с высоким уровнем воспитательных возможностей, которых автор относит к 1 группе индивидуальные беседы и консультации проводятся с целью поддержать «положительный» опыт воспитания и стиль внутрисемейных отношений, помочь родителям утвердиться в правильности применяемых методов, способствовать развитию творческого начала в воспитательной деятельности. В работе с семьей со среднем уровнем воспитательных возможностей (2 гр.) целью индивидуальных консультаций и бесед является выявление характера испытываемых трудностей, допускаемых ошибок и конкретной помощи по воспитанию. Индивидуальная работа с семьей с низким уровнем воспитательных возможностей (3 гр.) наиболее сложна. По мнению О. Л. Зверевой, типичным для этих родителей является неверие в возможности воспитания. Образуется «порочный круг» -непослушание ребенка, неправильные методы воздействия, неуправляемость ребенка. У родителей укрепляется мнение , что ребенок «трудновоспитуемый» , они и ищут у него отрицательные черты, подтверждающие это мнение. В то же время для них характерен консерватизм в отношении собственных воспитательных методов, нет сомнения в их правильности. Некоторые их них отказываются посещать занятия, мотивируя это отсутствием времени, тем, что на занятиях «нового ничего не получишь» . С этой категорией родителей следует проводить индивидуальные беседы , выявляя испытываемые трудности в воспитании ребенка, давая конкретные рекомендации, кратко раскрывая содержание проблемных вопросов, советовать чаще анализировать педагогическую деятельность , мотивы поступков ребенка, его реакцию на воспитательные воздействия взрослых. Совместный с родителями анализ их воспитательной деятельности показывает, отмечает О. Л. Зверева недостаток знаний родителей . При углубленной работе воспитателей с родителями у последних возникает интерес. Они чаще обращаются с просьбами ответить на волнующие их вопросы. О. Л. Зверева, Я. И. Ковальчук считают, что устные консультации лучше проводить в специально назначенный день. Лучше дни и часы согласовать с родителями , так как многие из них заняты на работе в вечернее время, учатся в вечерних вузах и т. д. Иногда возникают и незапланированные консультации , когда родители обращаются с просьбой ответить на вопрос. Не страшно, если воспитатель в чем-то сомневается, не уверен в правильности имеющихся знаний. Мы солидарны с мнением О. Л. Зверевой, которая рекомендует давать родителям различные советы , инструкции по самонаблюдению, по анализу собственной воспитательной деятельности. Например, можно задать вопросы : «С какими собственными ошибками Вы связываете непослушание ребенка, его капризы и т. д.», «Всегда ли соблюдается в семье единство требований к ребенку?» Родителям следует давать задания - понаблюдать, когда ребенок проявляет непослушание, каким тоном даются ему замечания, как он на них реагирует, идут ли взрослые на уступки и т. д. Можно предложить и ведение дневниковых записей – пусть родители записывают наиболее интересные проявления и пытаются дать им толкования. В результате проведенных педагогом бесед и консультаций родители могут изменить свое поведение, в частности, методы воздействия на ребенка, например, больше влиять на его чувства, сознание, использовать игровые приемы, опираться на то, что ребенок уже умеет, вселять веру в свои силы. Родители придут к выводу , что им следует чаще критически смотреть на свой опыт воспитания, смотреть на себя «со стороны» . Л. В. Котырло, Т. А. Маркова, считали необходимым отметить важные моменты при проведении индивидуальных бесед и консультаций : 1) необходимо извещать родителей о дне и теме индивидуальных бесед , особенно малоактивным родителям . 2) недопустимы неприязненное или небрежное отношение при встрече, постоянные претензии и упреки, просьбы «принять меры дома по поводу поведения ребенка» . 3) важно тщательно продумать содержание и форму беседы и заранее проектировать свое поведение в случае возможных осложнений. 4) следует начинать разговор с характеристики «положительных» сторон ребенка, его добрых побуждений или приобретенных умений. 5) необходимо завоевать расположение собеседника , чтобы найти тактичную форму сообщения о том , что вызывает сомнения, дать совет или предложить искать пути преодоления трудностей. 6) стараться быть терпеливыми и внимательными, щадить самолюбие родителей , нельзя принижать их авторитет, как бы он ни был мал их у воспитании ребенка. Рассматривая вопрос о значении бесед считаем важным подчеркнуть, что беседы с родителями значительно повышают уровень педагогической культуры родителей , у них появляется потребность присматриваться к своему ребенку -его поведению, поступкам, проявляется доброжелательное стремление понять своего ребенка. Такая наблюдательность помогает улавливать внутреннее состояние ребенка, понимать его чувства, разбираться в мотивах поступков, видеть то хорошее, что надо поощрять, и то плохое, что надо исправлять. Рассмотрев мнение разных исследователей, можно сделать вывод, что индивидуальная беседа является наиболее эффективной формой работы с родителями . Индивидуальная беседа предполагает открытость, конфедециальность, непосредственный контакт, а также еще один из положительных моментов : ее можно провести в удобное для каждого родителя время и не ограничиваться временными рамками. Совместный анализ воспитательной деятельности родителей в ходе беседы может показать родителям недостаток их педагогических знаний , необходимость чаще обращаться с волнующими вопросами к педагогам , а также в ознакомлении с литературой педагогического характера , т. е. формировать потребность в самообразовании в этой области. Какие мультфильмы смотреть детям? Цель: Разъяснить родителям полезные и негативные стороны просмотра современных мультфильмов.Материал: проектор, компьютер. Ход беседы: Меня волнует такой вопрос: - Наши дети становятся более злыми, жестокими и агрессивные. Наблюдая за детьми я увидела, что они копируют поведение героев мультфильмов. Дети нападая на всех и нарушая все правила, вдруг понимают, что это очень приятно - быть главным, сильным, когда тебя все слушаются и все боятся. Герои подают им плохой пример, который дети переносят в свою жизнь. Если ребенок часто смотрит такие мультфильмы, он усваивает пример всепобеждающего супермена, для которого не существует никаких законов.(Обязательно нужно привести такие примеры из жизни группы, я уверена у каждого воспитателя они есть в избытке.) Сегодня мультфильмы для детей стали чем-то вроде игрушки или книги. И они формирует душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Дети сами еще не способна разобраться с таким потоком информации, какой обрушивается на них в виде мультфильмов. Они не способны понять что хорошо, а что плохо. Их внутренний мир еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все, что они видят на экране. В тоже время мультфильмы это и средство воспитания, а для дошкольников, когда они еще не умеют читать и писать это основное средство воспитания. Мультики любят дети самого разного возраста. Они близки по своим развивающим, воспитательным возможностям к сказке, игре, живому человеческому общению. Персонажи демонстрируют ребёнку самые разные способы взаимодействия с окружающим миром. Они формируют у детей представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. События, происходящие в мультфильме, позволяют повышать осведомлённость ребенка, развивать его мышление и воображение, формировать его мировоззрение. И поэтому нельзя ребенку запрещать смотреть мультфильмы. Тогда как же быть? Я конечно понимаю, когда вы приходите уставшие с работы вам, бы надо отдохнуть. Вы сажаете ребенка около телевизора на час или два и вам кажется, что проблема решена. Но нет нужно строго контролировать что и когда они смотрят. А лучше всего просматривать вместе с ним комментировать и объяснять сюжет происходящий на экране, так как ребенок не может отфильтровать просматриваемую информацию, которая носит отрицательный характер. Кто кроме вас объяснит им что такое хорошо и что такое плохо? В этих сюжетах очень часто присутствует конфликт, драка, сражение, перестрелка, убийство- это элементы агрессивного поведения и насилия, которые потом дети переносят в реальную жизнь. Все просмотренное конечно же откладывается в сознании детей. Больше всего негативных моментов присутствует в современных мультфильмах. И очень много агрессии изначально заложены в иностранных мультфильмах. Давайте посмотрим вот эти фильмы: фильм 1 фильм 2 Наши старые мультики безусловно, намного душевнее, чище и добрее. В «советских» мультфильмах злой персонаж, как правило был злой от того, что он был одинок. И как только он находил друзей он добрел. Доброта была основой советских мультфильмов. Подумайте давно ли вы видели на экране вот эти мультфильмы: фильм 2 фильм 3 Спасибо за внимание! Совместная работа школы и семьи по воспитанию детей. Об ответственности родителей за воспитание детей. Трудовое воспитание детей в семье. Приучение детей к бережливости. Развитие у детей интереса к науке и технике. Как помогать детям в приготовлении домашних заданий. Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению. Воспитание у детей самостоятельности и настойчивости в учебной работе. Воспитание прилежания у детей в семье. Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье. О мерах поощрения и наказания детей в семье. Воспитание вежливости и предупредительности у детей. Приучение детей к скромности. Воспитание уважения к старшим. Значение режима дня в воспитании детей в семье. Роль семьи в нравственном воспитании детей. Воспитание у детей честности и правдивости. Развитие у детей чувства коллективизма. Воспитание дружбы и товарищества у детей. Воспитание характера у детей. Воспитание навыков и привычек культурного поведения. О половом воспитании детей в семье. Здоровый быт - необходимое условие успешного воспитания детей в семье. Как руководить внеклассным чтением детей в семье. Закаливание организма ребенка. Роль семьи в развитии детского спорта. Эстетическое воспитание детей в семье. Как развивать у детей творческие дарования.
Организация рабочего уголка школьника в семье. Как помочь школьникам выбрать профессию. Состояние современного рынка труда и образовательных услуг. Правила и ошибки выбора профессии. Особенности профессионального самоопределения подростков с трудностями социальной адаптации. Социальные и профессиональные ориентации молодежи. Положение молодежи на современном рынке труда. Востребованность профессий на рынке труда. Требования работодателя к молодым специалистам. Учебные заведения г. Кемерово и области. Особенности выбора профессии детей с заболеваниями внутренних органов. Объективные условия выбора профессии. Интересы, склонности, способности и их роль в профессиональном самоопределении. Профилактика и разрешение конфликтов в семье. Трудный подросток. Кто он? Профилактика нарко- и алкогольной зависимости. Формирование мотивации достижения. Формирование мотивации обучения. Психология общения. Психофизиологические особенности подросткового и юношеского возраста. Психосексуальное развитие подростков. Психологические особенности подростков. Психологические особенности детей разного возраста. Консультативная беседа с родителями учащегося с ОВЗ 1. Объект беседы : родители учащегося. 2. Тема беседы: «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка» 3. Цель беседы : формировать у родителей представления о влиянии застенчивости и неуверенности ребёнка на учебные успехи. 4. Задачи беседы: а) установить психологический контакт с родителями; б) обсудить с родителями проблему влияния застенчивости и неуверенности на учебные успехи школьника; в) способствовать формированию у родителей желания помочь собственному ребёнку в преодолении застенчивости и неуверенности; г) обсудить с родителями пути преодоления застенчивости и неуверенности ребенка дома и в школе. 5. План беседы: 1) Приветствие; 2) Основная часть; а) Теоретический аспект возникновения застенчивости и неуверенности; б) Вопросы, заданные родителям; в) Возникшие вопросы у родителей; г) Памятка для родителей по преодолению застенчивости и неуверенности в себе их детей. 3) Заключение. Содержание беседы (опорные понятия, вопросы, структура беседы). Приветствие: Здравствуйте! Меня зовут Морозова Светлана Алексеевна. Я хотела бы провести с вами консультативную беседу по теме «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка». Основная часть: Даже в самой в самой крайней и запущенной форме застенчивости и неуверенность пройдут, если для их преодоления приложить труд души. В. Леви Почти каждый человек в своей жизни испытывает чувство страха. Кто-то боится высоты, кто-то – змей. Но этого в жизни можно избежать. А как быть тем, кто боится людей? Прежде всего, это касается застенчивых людей и неуверенных в себе детей. Они чувствуют себя неуверенно со сверстниками на перемене и тем более на уроке. Такие дети могут знать весь учебный материал урока, но боятся поднимать руку, отвечать перед классом, боятся сделать ошибку. Часто у педагогов, которые работают с такими учащимися, складывается такое впечатление, что у них низкий интеллектуальный потенциал, узкий кругозор, неразвитые учебные умения. Ребенок, тонко чувствующий отношение педагога к себе, становится замкнутым, закрытым, перестает общаться со сверстниками, старается как можно быстрее убежать из школы домой. Постепенно такое положение вещей формирует его низкий статус в коллективе. Безрадостная картина, не правда ли? (Ответы родителей) А если и дома он не получает поддержки и внимания, ситуация может обернуться трагедией. (Вопросы родителей) Застенчивость - понятие растяжимое; чем пристальнее мы присматриваемся, тем больше видим ее разновидностей. Поэтому еще до того, как мы начнем соображать, что же все-таки с ней делать, не мешает узнать о ней больше. Оксфордский словарь английского языка сообщает, что впервые в письменном виде слово «застенчивый» было употреблено после рождества Христова и означало «легко пугающийся». «Быть застенчивым» - значит быть «трудным для сближения по причине робости, осторожности или недоверия». Застенчивый человек «опаслив, не расположен к встречам или контактам с каким-либо определенным лицом или предметом». «Впечатлительный, робкий, уклоняющийся от отстаивания своих прав», застенчивый человек может быть «склонен к уединению или скрытен по причине неуверенности в себе» или из-за боязни домогательств, своего антипода, «сомнительной, подозрительной, «темной» личности». Словарь Уэбстера определяет застенчивость как «неловкость в присутствии других людей». (Вопросы родителей) Стеснительность возникает, когда ребенок концентрируется на том, что думают о нем окружающие, в первую очередь незнакомые люди. Он боится, что не угодит чужим ожиданиям и, будет отвергнут. Напряжение отражается на его физиологическом состоянии. Он краснеет, говорит сбивчиво и быстро, становится неуклюжим. 4 причины застенчивости: 1. К такому поведению более чувствительные и впечатлительные дети, которые остро реагируют на любые перемены и конфликты. Поэтому любое неосторожное слово или неприятная ситуация может заставить их замкнуться в себе. Часто такие дети вырастают в семьях, где родители пытаются постоянно контролировать их поведение. 2. Лишаясь свободы, ребенок теряет уверенность в себе и самостоятельность. 3. Бесконечная критика тоже причина формирования застенчивости. Когда детей критикуют слишком часто, они перестают делать, что бы то ни было, чтобы не совершать ошибок и не подвергаться давлению. Сложнее, если критикующие родители еще и сравнивают ребенка с более успешным братом или другом. 4. И, наконец, дети могут просто копировать поведение родителей. Если в семье застенчивый отец или мать, то у ребенка просто не будет образцового примера, символизирующего уверенность в себе. Памятка для родителей. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться в взаимодействии со своим застенчивым ребенком. 1. Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом упорством. 2. Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки. 3. Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение. 4. Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолеванию неуверенности в себе. 6. Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим. 7. Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе. 8. Спрашивайте своего ребёнка, если он сам вам ничего не говорит, делайте это тактично и тепло. 9. Радуйтесь его победам над собой. 10. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается! 6. Источник темы беседы: тема беседы обусловлена запросом психолога. 7. Используемая литература при подготовке беседы: 1. Зимбардо, Ф. Застенчивость / Ф. Зимбардо. – М.: Педагогика, 2005. – 284с. 2. Вачков, И. В. Групповые методы в работе школьного психолога / И. В. Вачков. – М.: Ось, 2009. – 179 с. Дополнительные сведения (используемые приемы и средства, привлекаемые к организации беседы, субъективная оценка проведенной беседы). |
Читайте: |
---|
Популярное:
Это воскресное Утро обязательно будет добрым!![]() |
Новое
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
- Готовый сценарий юбилея (60 лет женщине) с прикольными конкурсами