Главная - Закуски на праздник
К традиционным формам работы с родителями относятся. Традиционные формы работы с родителями в детском саду. Использование традиционных форм работы с родителями

Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка, другие - не умеют это делать, третьи - не понимают, зачем это нужно. Во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения.

В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи .

День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

Беседы проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: что необходимо выяснить, чем можем помочь. Содержание беседы лаконичное, значимое для родителей, преподносится таким образом, чтобы побудить собеседников к высказыванию. Педагог должен уметь не только говорить, но и слушать родителей, выражать свою заинтересованность, доброжелательность.

Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему "Как учить с детьми стихотворение").

Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения). Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей.

Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, "Почему наши дети не любят трудиться?", "Как воспитать у детей интерес к книге", "Телевизор - друг или враг в воспитании детей?".

Родительские конференции. Основная цель конференции - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалист. Его выступление дается "для затравки", чтобы вызвать обсуждение, а если получится, то и дискуссию. Конференция может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Приобщение детей к национальной культуре", "Роль семьи в воспитании ребенка"). К конференции готовятся выставка детских работ, педагогической литературы, материалов, отражающих работу дошкольных учреждений, и т.п. Завершить конференцию можно совместным концертом детей, сотрудников дошкольного учреждения, членов семей.


Коллективные формы 1. Родительские собрания (общие, групповые) – форма организованного ознакомления родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи. 2. Конференции . 3. «Круглые столы». 4. Экскурсия по ДОУ с целью ознакомления родителей со специалистами, профилем и задачами ДОУ.
Индивидуальные формы 1. Педагогические беседы с родителями . 2. Тематические консультации (могут проводиться воспитателем и специалистами). 3. «Заочные» консультации – ящик (конверт) для вопросов родителей. 4. Посещение семьи ребенка . 5. Переписка с родителями, индивидуальные памятки .
Наглядно- информационные формы - записи на магнитофон бесед с детьми; - видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; - фотографии; - выставки детских работ; - стенды, ширмы, папки-передвижки.

Нетрадиционные формы – формы общения с родителями, которые построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями.

Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей (Т. В. Кротова).


Познавательные Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей. - семинары-практикумы; - педагогический брифинг; - педагогическая гостиная; - проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес») - устные педагогические журналы; - педагогическая библиотека для родителей; - заседания клубов для родителей.
Наглядно- информационные: информационно- ознакомительные; информационно- просветительские Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей. - информационные проспекты для родителей; - организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск газет; - организация мини- библиотек.

Нетрадиционные формы сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому содержанию мероприятий , а не развлекательной стороне.


ТЕМА 12.

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДОУ И ШКОЛЫ

Преемственность – это закономерность развития, предполагает связь того, что достигнуто, и того, что служит дальнейшему развитию.

Согласованность содержания и требований программ воспитания в подготовительных группах детского сада и первых классах школы Совершенствование содержания обучения в детском саду по линии формирования систем знаний предусматривает: - усвоение детьми системы знаний в таких областях, как природа, жизнь людей, мир искусства; - умственную подготовку (развитие монологической речи, произвольного внимания, словесно- логического мышления).
Согласованность в формах и методах работы с детьми В обучении детей подготовительной группы используются активные методы обучения, большое значение имеют словесные методы обучения; особое место отводится дидактическим играм.
Согласованность в условиях воспитания и обучения Особенности организации педагогического процесса в подготовительной группе ДОУ: направленность на воспитание личностных качеств детей, необходимых в школьном обучении: самостоятельности, ответственности, произвольности, любознательности, общительности, креативности; освоение новых форм сотрудничества в свободной и регламентированной деятельности со сверстниками, учителями, младшими школьниками; выдвижение общественной направленности деятельности и предъявление требований к достижению ее результатов; сокращение времени на выполнение режимных процессов; увеличение времени занятий, их количества, создание в группе учебной зоны; постановка педагогом целей формирования у детей элементов учебной деятельности; оценивание качества выполнения задания, умений сохранять темп работы, осуществлять самоконтроль; осуществление работы с родителями с целью решения задач подготовки к обучению в школе.

В 1996 Коллегия Минобразования РФ зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования. Ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного и начального образования

приоритет личностного развития ребенка . На современном этапе понятие преемственность включает в себя следующие характеристики: интегративные (взаимопроникновение целей, содержания, ценностей, технологий); эмоциональные (приоритет положительных эмоций в процессе обучения, воспитания, развития); деятельностные (связь ведущих видов деятельности); содержательные (преемственность между знаниями об окружающем и способами познания); коммуникативные (развитие диалогических способов познания, культуры общения).

Аспекты преемственности в системе «ДОУ – начальная школа».

Информационно- просветительский аспект - взаимное знакомство учителей и воспитателей с задачами образовательного процесса в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте; - изучение содержания образовательных программ; - изучение особенностей развития, воспитания, обучения детей этих возрастных групп. Формы сотрудничества: совместные педагогические советы, семинары-практикумы, лекции по вопросам развития детей, трудностей адаптации к школе и т.п.
Методический аспект - взаимное ознакомление с формами и методами образовательной деятельности в ДОУ и начальной школе; - установление преемственности в формах, методах, средствах организации занятий по основным предметам. Формы сотрудничества: взаимопосещение, анализ занятий в ДОУ и уроков в начальной школе, семинары-практикумы по отдельным методикам, обмен передовым педагогическим опытом, взаимное консультирование, методические совещания.
Практический аспект - предварительное знакомство учителей со своими будущими учениками в ДОУ; - курирование воспитателями своих выпускников в процессе их обучения в первом классе. Форма сотрудничества – взаимопосещения.

Условия эффективности взаимосвязи ДОУ со школой: постоянство связей определенных ДОУ с определенными школами; долгосрочность сотрудничества; н аличие плановости и системы в работе; реальность, содержательность и конкретность плана сотрудничества ДОУ и школы.

Варианты решения проблемы преемственности в современных условиях.


1. Комплекс «Детский сад – начальная школа» (одновременное воспитание и обучение детей дошкольного и младшего школьного возраста).

Достоинства Недостатки
1) Экономическая выгодность, т.е. рациональное использование зданий детского сада и школы. 2) Безболезненное прохождение социальной адаптации детей за счет непрерывного посещения одного и того же учреждения в течение дошкольного и младшего школьного возраста. 3) Возможность разновозрастных контактов между детьми, что ставит старших в позицию взрослых, ответственных за младших, у малышей формируется содержательный образ школьника. 1) Возможен вариант формального сосуществования детского сада и школы под одной крышей. 2) Отсутствие или несовершенство программ для таких комплексов. 3) Нехватка помещений для проведения перемен, физкультурных занятий, организации питания.

2. Раннее предметное обучение дошкольников (школы раннего развития, прогимназии, группы подготовки к школе на базе ДОУ, общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования).

Черты организации раннего предметного обучения:

1- Увеличение количества занятий с разными специалистами, функциональный характер отношений с ними.

2- Уплотненность режима дня, сокращение времени на свободную деятельность.

3- Изменение характера общения со сверстниками, отчуждение детей друг от друга, ревностно-отрицательные отношения между детьми.

4- Изменение отношений с родителями: утрата эмоционального контакта, ориентированность на успеваемость ребенка.

5- Изменение системы требований к ребенку, предъявление требований успеваемости, тогда как дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования ценностного отношения к себе и другим.

6- Изменение внутренней позиции ребенка, отождествление своей личности с результатами своей учебы («Я плохой, я плохо учусь»).

Условия эффективности раннего предметного обучения:

ü Обучение дошкольников на основе игры и других видов детской деятельности, в рамках которых происходит становление предпосылок учебной деятельности.

ü Обеспечение постепенного перехода детей от свободных форм деятельности к регламентированным.

ü Подготовка ребенка к овладению деловым стилем отношений со взрослым и сотрудничеством со сверстниками.

ü Разработка и улучшение программного обеспечения (программы должны быть нацелены на личностный рост ребенка).

ü Интеграция предметных областей знаний (ИЗО и речь, ИЗО и музыка, математика и конструирование, экология и социализация и др.).


а) основная литература

1. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. – М., 2007.

2. Болотина Л.Р., Комарова Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика. – М., 2005.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов / Сост. Виноградова Н.А. и др. – М.,

4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М., 2011.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания. –

б) дополнительная литература

1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход. – М., 2009.

2. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. – М., 2010.

3. Арапова-Пискарева Н. О проблемах преемственности, подготовки к школе и раннего обучения // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 5.

4. Белкина В.Н. Психология раннего и дошкольного возраста. - М., 2005.

5. Буре Р.С. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса

// Дошкольное воспитание. – 1991. - № 10.

6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает. – СПб., 2002.

7. Доронова Т.Н., Соловьева Е.В., Жиличкина А.Е., Мусиенко С.И. Дошкольное учреждение и семья – Единое пространство детского развития. – М., 2001.

8. Дошкольная педагогика / Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М., 1988. Ч. 1, Ч. 2.

9. Зверева О.Л., Ганичева А.Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М.,

10. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М., 1989.

12. Ковалева Г., Литвин Л. «Не навреди!» или придет ли предметная система в детский сад // Дошкольное воспитание. – 1996. - № 1.

13. Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание. - 1989. - № 9.

14. Кудрявцев В. Дошкольное и начальное образование – единый развивающийся мир // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 6.

15. Кудрявцев В.Т., Алиева Т. Еще раз о природе детской субкультуры // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3-4.

16. Мухаметзянов Р. Детский сад – начальная школа: о некоторых аспектах преемственности // Дошкольное воспитание. – 2005. - № 6.

17. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М., 2001.

18. Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр // Дошкольное воспитание. – 1997.- № 3.

19. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации. – М.,

20. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 1993.

21. Скоролупова О.А. ФГТ в дошкольном образовании. Типовое положение о ДОУ

(2012). – М., 2012.


22. Скоролупова О., Федина Н. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 5.

23. Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2010. - № 7.

24. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений / Под ред. Т.И. Ерофеевой. – М., 1999.

25. Солодянкина О.В. Сотрудничество ДОУ с семьей. – М., 2004.

26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддъякова, Ф.А. Сохина. – М., 1984.

27. Усова А.П. Обучение в детском саду / Под ред. А.В. Запорожца. – М., 1981.

28. Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое состояние развития // Вопросы психологии. – 1998. - № 1.

29. Чепель Т., Яковенко Т. Новые подходы к проблеме преемственности детского сада и школы в новых условиях // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 9.

30. Чумичева Р.М. Проектирование системы непрерывного дошкольного и начального образования на интегративной основе // Детский сад от А до Я. – 2004. - № 6.

в) комплексные образовательные программы для ДОУ

1. Детство: Программа развития и воспитания дошкольников. – СПб., 2011.

2. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет / Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М., 2003.

3. Истоки: базисная программа развития ребенка-дошкольника. - М., 2001.

4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. – М., 2001.

5. Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Л.А. Парамоновой. – М., 2004.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 2-е изд. – М., 2009.

7. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада / Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон, Е.В. Соловьева и др.; науч. рук. Т.Н. Доронова. – М., 2003.


Учебное издание

Инесса Олеговна Карелина

кандидат педагогических наук, доцент

Марина Саркисян
Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями

Традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями .

Народная мудрость гласит : “Здоровье всему голова”, “Здоровью цены нет”. Вырастить ребенка сильным, крепким, здоровым – это желание родителей и ведущая задача , стоящая перед дошкольным учреждением. Однако не все родители знают , как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, физически плохо развитыми. К сожалению, к этому привыкли как к своеобразной норме. Маленький - значит слабый, - считают родители , - его надо охранять, защищать, оберегать, но защищают и оберегают чаще всего малыша не от того, от чего следует. Родители внимательно следят , чтобы ребенок не бегал слишком много (вдруг вспотеет, не прыгал (как бы не ушибся, и к сожалению, не очень задумываются о том, что их чрезмерная заботливость не делает ребенка здоровым. Они часто забывают, что ключ к успеху в укреплении здоровья детей лежит в регулярном физическом воспитании.

Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека. Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья : происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка , приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.

Во многих семьях детская потребность в движениях удовлетворяется не полностью. Проведенный опрос детей в нашем детском саду, о том, «Чем они занимаются в выходные дни дома?» Показал, что 68% детей смотрят телевизор. И только 32% ведут здоровый образ жизни.

Для того чтобы наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физической подготовленности, мы показали родителям физкультурные занятия, утреннюю гимнастику. Просмотр вызвал большой интерес у родителей . Некоторые из них раньше и не подозревали, что их ребенок слабо развит.

Система тесного сотрудничества с семьей является острой необходимостью

Семья и детский сад – те структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка.

Чтобы улучшить эту работу родители вовлекаются поэтапно :

На первом этапе выявляется уровень осведомленности взрослых в вопросах оздоровления детей, отношения родителей к занятиям физической культурой в детском саду. Чаще всего это происходит путем анкетирования.

Второй – подразумевает составления перспективного плана и плана работы с родителями .

На третьем - знакомим родителей с данными о состоянии детей и мероприятиях по решению задач сохранения и укрепления их здоровья.

На четвертом – устанавливаются партнерские отношения между инструктором по ФК, педагогами и родителями с целью организации различных мероприятий посредством физической культуры.

Организуя взаимодействие с семьей по вопросам физического воспитания детей, мы используем следующие формы работы :

Коллективные (массовые) подразумевают работу со всем или большим составом родителей . Это совместные мероприятия педагогов и родителей . Некоторые из них подразумевают и участие детей.

Индивидуальные - предназначены для дифференцированной с родителями воспитанников работы .

Наглядно-информационные играют роль опосредственного общения между педагогами и родителями .

Это информационные стенды – в которых размещена информация , перечь рекомендуемой литературы; игры и подводящие упражнения, которые можно делать в домашних условиях,

Папки – передвижки, которые знакомят родителей с системой по оздоровлению дошкольников, и т. д.

Для работы с детьми и родителями существуют традиционные и нетрадиционные формы работы .

Давайте с вами перечислим традиционные формы : родительские собрания , анкетирование, беседы, консультации, рекомендации, развлечение и т. д.

А теперь нетрадиционные формы : развлечения, стенгазеты, день активного отдыха, день утренней гимнастики, экскурсии (спортшкол) домашнее задания тематические акции, диски, флэшки с занятиями, скайп, библиотека по запросам, нетрадиционные родительские собрания спортивные праздники КВН, деловые игры, викторины, тренинги, семинар-практикум, родительские гостиные , дискуссии, тесты.

И так давайте поведём итог что же такое традиционные формы- это такие формы , которые проверены временем и стандартом, как правило в традиционных формах родители мало активны в основном участниками являются педагоги и дети. А родители являются зрителями и слушателями.

Нетрадиционные формы общения пользуются особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей . Они направлены на установление неформальных контактов в работе с родителями , привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребёнка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

Используя нетрадиционные методы в физической подготовленности детей и в работе с родителями мы достигаем наивысшей двигательной активности, эмоционального подъёма, снижения заболеваемости, а также радость в движении

Нетрадиционные формы работы , как палочка – выручалочка

У инструктора по физической культуре с помощью нетрадиционных форм появляется возможность преподнести свой материал в ненавязчивой форме

В нашем детском саду хорошо поставлена работа с родителями это показывают статистические данные 60% родителей являются активными участниками образовательного процесса и 40% пассивными посещают мероприятия как зрители.

В нашем детском саду прошло очень интересное мероприятие с родителями которое было посвящено дню Защитника Отечества. Где родители являются активными участники образовательного процесса.

Мы много перечислили традиционных и нетрадиционных форм работы , но хочется вам рассказать о тех нетрадиционных формах работы , которые наиболее интересно проходят в нашем детском саду

одна из таких форм практикум .

В каждой группе мы завели информационные блокноты , где родители пишут свои пожелания, то что им интересно исходя из их пожеланий мы организуем практикум вот одно из таких мероприятий это практикум по коррекции плоскостопия, по желанию родителей мы разработали буклеты по коррекции плоскостопия и по формированию здорового образа жизни.

«Родительская конференция обмен опытом»

Родители заранее готовят сообщение. У нас есть такие семьи, которые занимаются профессиональным спортом плаванием, футболом, танцами и они рассказывают, остальным желающим о своих достижениях делятся опытом.

«Использование цифровых образовательных ресурсов»

В помощь родителям в физическом воспитании и развитии детей. Когда дети болеют и долго не посещают детский сад, мы снимаем физкультурные занятия, утреннюю гимнастику и отдаём диски им домой. Дома дети без помощи взрослого могут выполнять все движения, и тем самым не будут отставать от своих сверстников.

Хочется подвести итог чем же нам помогают выше сказанные формы работы ? Во-первых, тесно сотрудничать с родителями , во-вторых мы добились высокой посещаемости и низкой заболеваемости.

В образовательной практике на разных уровнях (государственном, региональном, школьном) набрали распространения традиционные обязательные формы обучения, методической работы с учителями. Несмотря на присущие им недостатки (фронтальность, негибкость, погоня за количеством методических мероприятий, отсутствие оперативности в помощи, закостенелость форм), система непрерывного повышения квалификации учителей была бы неполной без них.

В школе используются такие традиционные формы методической работы (заметим, что совет, педсовет школы, инструктивные совещания не всегда являются формами собственно методической деятельности, но они выполняют методические функции):

Совет школы функционирует в соответствии с Положением о ней, состоит из педагогов, родителей, учеников-старшеклассников, собирается один раз в четверть для решения важных для школы проблем, анализа учебно-воспитательного процесса в школе и деятельности отдельных педагогов, а именно: состояние учебно-воспитательного процесса в школе в свете требований Закона "Об образовании"; состояние учебной и воспитательной работы в 9-м, например, классе; организация летнего отдыха детей и другие.

Педагогический совет состоит из педагогов, она также существует в соответствии с Положением о ней, собирается 4-5 раз в год, а в некоторых учебных заведениях ежемесячно. На своих заседаниях педагогический совет рассматривает такие вопросы, как: состояние трудового обучения в школе и задачи по его улучшению; состояние преподавания и уровень знаний, умений и навыков учащихся по математике; о работе методических объединений в школе и пути ее совершенствования; эстетическое воспитание учащихся средствами учебных дисциплин: возможности, проблемы и перспективы и многие другие.

Инструктивно-методические совещания в школе проводятся по необходимости, для этого выделяется один день в неделю (например, четверг), который называется методическим днем. Администрация школы пытается именно в этот день проводить методическую работу с учителями. На производственно-методических совещаниях обсуждаются следующие вопросы: состояние ученических тетрадей, соблюдение языкового режима в школе, правовая воспитательная работа, работа школы с родителями учащихся, подготовка к предметных олимпиад и конкурсов, работа учителей по подготовке учащихся к экзаменам, организация летнего отдыха учащихся и т.

Методические объединения учителей (школьные и межшкольные), в профтехучилищах они называются методические комиссии и областные методические секции, которые работают согласно годовому плану работы и соответствующих инструкций. На заседаниях предметных комиссий заслушиваются и обсуждаются доклады по актуальным вопросам обучения и воспитания; делается обзор новейшей профессиональной литературы; обсуждаются книги, статьи из журналов и газет на актуальные темы; организуется взаимопосещения уроков; проводятся и обсуждаются открытые уроки, использование наглядности в учебном процессе, применение ТСО и компьютеров; организуются консультации для молодых учителей; заслушиваются отчеты учителей о выполнении индивидуальных планов самообразования.

Кроме названных традиционных форм методической работы, в школах еще проводятся предметные недели, семинары-практикумы, конференции, межпредметные конференции, психолого-педагогические семинары, конкурсы педагогического мастерства; индивидуальные методические консультации, методические выставки, оформление методических кабинетов или уголков, школы передового опыта, выпуск методического бюллетеня, дни информации, собеседования руководителей с учителями об итогах работы в течение учебного года, наставничество, стажировки, курсовая переподготовка, самообразование.

Самообразование - это традиционная форма методической работы учителя. В 60-70 годы учителя писали распространены планы самообразования в год, потом на полугодие (потому что понятно, что в год предусмотреть хотя бы новую литературу невозможно), позже написания планов самообразования был отменен, так как массовая методическая работа с учителями способствовала самообразованию.

Индивидуальная самообразование - это систематическое изучение новинок психолого-педагогической, научной литературы, участие в работе школьных, районных, межшкольных, областных (в ПТО) метод объединений, семинаров, конференций, педагогических чтений (проводятся один раз в два-три года на уровне государства, один раз в год - на уровне района, области, один раз в год во время зимних каникул на уровне школы, ПТУ). Учителя методично разрабатывают проблемы совершенствования обучения и воспитания, проводят экспериментальные исследования, готовят доклады, выступают на радио, телевидении; в школах устраивают обзоры педагогической литературы и методических журналов, сборников и тому подобное.

Мотивация трудовой деятельности педагога на всех ступенях образования состоит из четырех блоков, которые сегодня реализуются недостаточно: материальная заинтересованность, суть труда, отношения в коллективе, самореализация в творчестве.

Эта мотивационная модель имеет характер классической и подходит для нормальных условий функционирования общества или для периода выхода общества из кризиса. Она действует и в период кризиса, но эффективность ее будет неполной.

Мотив как внутренний возбудитель активности индивидов и социальных общностей следует отличать от внешних возбудителей - стимулов. Стимулирование осуществляется через приказы, распоряжения, поощрения, угрозы, санкции.

Материальная заинтересованность будет тогда, когда оплата труда будет соответствовать трудовому вкладу. Уравнительный принцип начисления заработной платы по количеству отработанных часов без учета качества труда, его конечных результатов - главная причина того, что материальная заинтересованность никогда в нашей стране не была задействована в качестве рычага воздействия на активность воспитателей, учителей, преподавателей.

Суть педагогического труда приобретает сейчас конкретные очертания. Сотрудничество с учениками, достижения реальных и видимых результатов делает труд учителя гораздо более привлекательной, чем это было до сих пор.

Отношения в коллективе: усиливаются отношения коллективизма в связи с общими интересами по повышению конечных результатов; оценка результатов труда каждого педагога способствует удовлетворению потребности в уважении со стороны других; возникают отношения состязательности между членами педагогического коллектива в связи с развитием социального сравнения достижений каждого.

Самореализация в творчестве и свободное время. Реализация мотивационных возможностей трех предыдущих блоков не может не возбудить у педагога стремление искать и находить новые способы работы с учащимися с целью динамики достижения целей. Следствием такой заинтересованности может стать сокращение сроков усвоения учащимися программных дисциплин по сравнению с нормативными сроками, индивидуализация обучения, общее сокращение периода нахождения ученика на данной ступени образования и другие. Наряду с эффектом самореализации в творчестве срабатывает стимулирующее сила высвобожденного у педагога времени, которое он использует по своему усмотрению. На базе измерения результатов труда учителей через оценку уровня знаний (умений, навыков), уровня творческого, нравственного и физического развития учащихся возникает новая сфера мотивационного воздействия, использование которой постоянно активизирует деятельность учителей, воспитателей, преподавателей.

Требования к организации самообразования: связь самообразования с практической деятельностью педагога, систематичность и последовательность самообразования, постоянное совершенствование ее содержания и форм, многоплановый подход к изучению проблемы, гласность и наглядность результатов самообразования, создание в школе соответствующих условий для самообразования (свободное от уроков день, наличие педагогического или методического кабинета, своевременная информация из библиотеки о новинках педлитературы т.п.), доступ к материалам о передовой педагогический опыт, завершенность самообразовательной работы на каждом ее этапе (доклады, выступления, участие в педсовете, конференции и т.д.).

Открытые уроки имеют целью повысить мастерство всех учителей. Основные задачи: воплощение в практику работы всех учителей передового педагогического опыта и достижений педагогической науки, направленных на решение поставленных перед национальной школой задач. Нужно добиться, чтобы открытые уроки были полезными. Для этого руководители школ,

ПТУ, методисты, опытные учителя должны готовить открытые уроки, предоставлять учителям консультации и методическую помощь. В качестве примера, можно привести Ростовскую Всесоюзную конференцию (Россия, г.. Ростов-на-Дону) с развивающего обучения. Она проводилась в 1980 г.., А готовилась 1,5 года. Началась конференция с того, что около 1000 педагогов-участников конференции посетили уроки проблемно-развивающего характера, которых всего было проведено 75, и проходили они в школах и ПТУ м. Ростов-на-Дону (Россия) и в райцентрах. Только после того, как участники конференции увидели своими глазами эффективность проблемно-развивающего вида обучения и изучили материалы многочисленных стендов, после обсуждения посещенных уроков, на которых присутствовали министры образования, их заместители, академики, ученые-педагоги (они 1,5 года готовили эти уроки), состоялось пленарное заседание конференции, затем секционная работа (по предметам), а затем были приняты рекомендации по внедрению проблемно-развивающего обучения.

Требования к анализу и обсуждения открытых уроков: целеустремленность обсуждения, научность анализа, принципиальность, соединенная с доброжелательностью во время высказывания критических замечаний, сочетание анализа урока с выводами и рекомендациями, подведение итогов открытого урока квалифицированными специалистами.

Проведение открытых уроков, а еще лучше - их системы - эффективная форма методического усовершенствования учителей (даже тогда, когда урок готовит и проводит и не очень опытный учитель).

Нетрадиционные формы методической работы в 90-х годах так распространились и набрали такой массовости, которые можно классифицировать:

1. По методике коллективного творчества - это ярмарки педагогического творчества, фестивали педагогических идей и находок, панорамы методических идей, педагогические россыпи, клубы творческих педагогов, методические турниры и вернисажи, творческие портреты и лаборатории, школы педмастерства.

2. Формы, которые ненавязчиво направляют педагогов на активную деятельность, - это деловые игры / педагогические консилиумы, посиделки, методические ринги, методические аукционы /, мозговая атака, конкурс "Лучший учитель года" и другие.

3. Формы, которые усиливают научную направленность работы - это проблемные семинары, творческие группы, творческие научные дискуссии, семинары по методике педдослиджень, консультации с учеными, авторские школы мастерства, педагогические коллективные дела, педагогический турнир по актуальной научной темы, общественный научно исследовательский институт, творческие лаборатории.

4. Формы, усиливают практическую направленность работы, - это консультации-практикумы, семинары, школы начинающего педагога, педагогическое представительство и тому подобное.

5. Формы, которые сочетают традиционную работу с досугом, - это малая академия народной педагогики, педагогические посиделки, вечеринки, урок-панорама, презентации педагогической новинки, педагогический портрет творческого коллектива и тому подобное. Наибольшее распространение получили такие нетрадиционные формы методической работы с учителями, как: методические фестивали; панорамные и нестандартные уроки; семинары-спутники; методические диалоги, ринги, мосты, мозговые атаки; методические аукционы; педагогические консилиумы и тренинги; методические посиделки; педагогические КВН; проблемные столы; психолого-педагогические дискуссии; педагогические турниры и т.д. (см. таблицу 6).

На заметку классному руководителю

Семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый и единственно правильный ответ на вопрос о том, как взаимодействовать с семьёй. Многое зависит от интуиции, мастерства классного руководителя, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребёнком в конкретной ситуации. Традиционные формы работы с родителями

  • родительские собрания
  • общеклассные и общешкольные конференции
  • индивидуальные консультации педагога
  • посещения на дому

Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть и должны стать школой просвещения родителей, расширять их педагогический кругозор, стимулировать желание стать хорошими родителями. Родительское собрание - это возможность демонстрации достигнутых ребёнком успехов. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Виды родительских собраний:

  1. Организационные:
  • составление и утверждение планов работы;
  • избрание родительского комитета;
  • распределение общественных поручений;
  • разработка мероприятий с участием родителей
  1. Собрания по плану классного всеобуча родителей.
  2. Тематические.
  3. Собрания-диспуты (не менее двух точек зрения на проблему).
  4. Собрания-практикумы.
  5. Итоговые и т.д.

Общешкольные родительские собрания проводятся не более двух раз в год и носят характер отчёта работы школы за определённый период времени. На них выступают директор, его заместители, отчитываются о своей работе родительский комитет школы. Можно использовать для демонстрации положительного опыта воспитания в семье.
Родительские конференции должны обсуждать насущные проблемы общества, активными участниками которых станут и дети. Готовятся очень тщательно, с участием психологов, социальных педагогов, которые работают в школе. Отличительной особенностью конференции является то, что она принимает определённые решения и намечает мероприятия по заявленной проблеме.
Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

  • особенности здоровья ребёнка;
  • его увлечения, интересы;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;
  • моральные ценности семьи.

Посещение ученика на дому возможно после получения разрешения родителей. Педагог должен предупредить о предполагаемом визите с указанием дня и цели посещения.
Нетрадиционные формы работы с родителями

  • тематические консультации
  • родительские чтения
  • родительские вечера

Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей. В каждом классе есть учащиеся и семьи, которые переживают одну и ту же проблему. Иногда эти проблемы носят настолько конфиденциальный характер, что их возможно решать лишь в кругу тех людей, которых эта проблема объединяет. Примерные темы:

  1. Ребёнок не хочет учиться.
  2. Как развить плохую память ребёнка.
  3. Единственный ребёнок в семье.
  4. К чему может привести тревожность детей.
  5. Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении. Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;
  • учитель собирает и анализирует информацию;
  • определяется список литературы по данному вопросу;
  • изучение литературы родителями;
  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.

Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Примерная тематика:

  1. Первый год ребёнка, каким он был.
  2. Каким я вижу будущее своего ребёнка.
  3. Друзья моего ребёнка.
  4. Праздники нашей семьи.

Советы педагогам и родителям

Если:

  • ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • ребёнка хвалят, он учится быть благородным
  • ребёнка поддерживают, он учится ценить себя
  • ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины
  • ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других
  • ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей
  • ребёнок живёт во вражде, он учится быть агрессивным
  • ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире

^ Родительские тренинги . Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодейст-вие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверитель-ным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12—15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был ре-зультативен, он должен включить в себя 5—8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает воз-можность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоцио-нально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые зада-ния, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный об-раз», «детские игры», «воспоминание детства», «фильм о моей семье».
Родительские тренинги — одна из дискуссионных форм общения ро-дителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Во-просы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудито-рии в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей апло-дисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной трактовке ответа на вопрос.
И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодейст-вия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную куль-турную жизнь.
Встречаясь с родителями на индивидуальных консультациях, родительских конференциях, собраниях, мы видели, что многие родители хотят получить ответы по вопросам воспитания детей, и пришли к выводу, что там, где обычные лекции, индивидуальные консультации не помогают, эффективным средством может стать групповая работа с родителями.
Каковы же перспективы групповой работы с родителями?
Во-первых, эффект группового занятия позволяет снять ощущение уникальности собственных проблем.
Во-вторых, анализ семейных ситуаций в группе помогает родителям взглянуть на себя со стороны, глазами других.
В-третьих, родителей надо не только просвещать, но и обучать способам правильного общения с ребенком. А это обучение становится наиболее эффективным, когда оно проводится в группе.
Идея родительской группы далеко не нова. В зарубежной психологии она давно зарекомендовала себя как эффективная форма обучения и решения психологических проблем родителей
Одна из главных задач психолога - ведущего, обеспечить условия конструктивной работы группы.
Во-первых, в начале, когда члены группы еще не знакомы друг с другом, и не готовы к групповой работе, важно создать атмосферу эмоциональной близости участников к группе (акцентирование чувства принадлежности к группе, знакомство), необходимо включить в одну из групп классного руководителя, учителя, как равноправного участника, что тоже способствует становлению доверительных отношений.
Во-вторых, внимательным выслушиванием, уточняющими вопросами побуждать участников откровенно излагать свои проблемы. Иногда получается так, что психолог, интерпретируя проблему участника, разрушает стереотипное видение проблемы и намечает творческое ее осмысление и новый подход к решению.
В-третьих, очень важно провести рефлексию, иногда итог проведенной работы, когда родители говорят о своих переживаниях, делятся впечатлениями о результативности работы.
^ Индивидуальные консультации — одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить необходимое для своей профессиональной работы с ребенком:

  • особенности здоровья ребенка;
  • его увлечения, интересы;
  • предпочтения в общении в семье;
  • поведенческие реакции;
  • особенности характера;
  • мотивация учения;

Большую часть времени ребёнок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы воздействия педагога и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласованно будут решать проблемы воспитания.
Информация подготовлена Ольгой Зайчиковой

 


Читайте:



Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии на 23 февраля для взрослых, для студентов, для корпоратива, для дома Официально праздник называется «День Защитников Отечества», но...

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сегодня принято включать развлекательную программу в большинство мероприятий, но сценарии чаще ориентированы на младшие и средние Интересно...

Что можно и что нельзя перед причастием?

Что можно и что нельзя перед причастием?

Каждый, кто называет себя православным, должен по крайней мере раз в год проходить таинство евхаристии. Она символизирует единение паствы со...

Всемирный день правовой помощи детям

Всемирный день правовой помощи детям

1 июня в РФ отмечают один из самых светлых и добрых праздников - День защиты детей. Первый день лета обычно вызывает у детишек радость, улыбки и...

feed-image RSS