Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сценарий праздника " в гостях у чая"
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
Реклама
Беседа о пшенице и ржи (ознакомление с окружающим подготовительная группа) « Спор» Ведущая – копна зерновых: О, Русское поле, Просторы бескрайние, Я обращаюсь к тебе. Славлю тебя. Твою Рожь и Пшеницу- Стойких детей твоих русских широт. Вот перед взором раскинулось поле Желтеют колосья озимых хлебов. Кто же прославил российские земли? Так это ж Пшеница – в зернах краса. Ведущая в мире, культурная очень, Девица серьезная, вся из себя. (выходит Пшеница и важно садиться ) Ведущая – копна зерновых: А рядом с ней по соседству живет. Соперница смелая – стойкая Рожь. Уверенно смотрят колосья ее. Волнуется Рожь и на сердце тепло. Солнышко все забрала для себя Чтоб подарить нам хлеба сполна. Рожь и Пшеница – сестры родные. Рожь очень любит большие поля. Растение стройное и травянистое Из мятликовой семьи в жизнь вошла. Во всем повторила родную сестрицу Только стойкая очень она. Обе красавицы, обе кормилицы. Каждая любит себя без ума. И за родные поля необъятные Борются, спорят, делят места. Кто же рассудит барышень наших? Кто разрешит, кто из них прав? Здесь без мужчины, но просто нельзя. Вижу, красуется синий цветок. Правдивый и смелый Цветок – Василек. Спор разрешить их решил он умело. И задал сестрицам один лишь вопрос. Василек: Скажите нам, милые девицы красные, Сколько стран в мире пришлось вам пройти, Что бы на русские земли придти. Первая пусть отвечает Пшеница. Уж очень она красотою гордится. Пшеница: Я про себя очень скромно скажу. Индию, Турцию очень люблю. В Сирии так же я побывала. Но краше России мест не видала. Даже в Канаде пыталась расти, И в Аргентину меня приглашали. Условия райские мне обещали. Но только в России жить лучше всех. Не уступлю я первенство мест. Буду бороться я за поля. Ведь это родные сердцу места. Рожь: Я перебью тебя. Больше нет сил. Я то- же не меньше тебя повидала. И славною Рожью меня называли. А восхищались мною Дадчане, Венгерцы, Швейцарцы и Африканцы. И хоть встречали меня хорошо, на родину тянет меня все равно. Я то – же за первенство буду бороться. Ведь не страшны мне сестрицы угрозы. Пусть хвалит себя. Пусть пышна и сдобна, Но выстоять в холод не сможет она. И засуху так же очень боится. Подумаешь то же – Пшеница. Василек: Вы, голубушки, не спорьте. Все, как есть вы нам откройте. Где и как вы выживали, чем болели, как страдали? Первой Рожь пусть говорит. Ничего не утаит. Рожь: Как себя могу хвалить?! Только правду говорить. Рожь – я скромная девица. Я люблю всегда трудиться. Мне преграды не страшны. Я могу расти в морозы. Тридцать пять перенесу. Мало снега – потерплю. Я стерплю жару и зной. Была бы почва под ногой. Здесь я то- же не кичусь. Лишь болота я боюсь. Для себя бы я решила выбрать почву почерней. Много нужного есть в ней. Я девица хоть куда. Я культура – пищевая, кормовая И техническая. Из зерна мука моя Для хлеба очень хороша. Я скромна и зелена. Для сена так же я годна. Можно мной кормить скотину. Вообщем очень я нужна. Но есть и у меня беда. Вредных мух боюсь не зря. и болею так же я. «Спорынья» и « головня» Так опасны для меня. Всю вам правду рассказала. Не скрывала ничего. Вот такая я простоя – Рожь озимая. Ведущая : Василек сказал тогда: Василек: Спасибо, Рожь, ты так важна. Но слово дать Пшенице надо. Она расскажет про себя. и мы решим вопрос тогда. Пшеница: Буду кратка я друзья. Тем более сестра права. Я хоть озимая Пшеница, Но очень много прошу. Мне просто почва не к чему. Мне ее сначала надо подготовить и взрыхлить. Чтоб стояла черным паром, и потом меня сажать, и почаще орошать. Из зерна мука моя для хлеба очень хороша. Так же вредных мух боюсь. От болезней берегусь. Те же самые болезни меня могут заразить. И тогда уж хлеба точно не смогу я уродить. Вот такая я – Пшеница озимая. Ведущая : Василек молчал, молчал. Головой слегка качал. Долго думал и гадал. И ответ такой он дал: Василек: Вы родимые сестрицы, Очень важные девицы. Дам я вам такой ответ: Друг без друга счастья нет. Кто важнее, кто главнее это времени решать. Надо просто научиться Где и, как и что сажать. Мое мнение такое, что важнее всех всегда это Матушка Земля. Она нас к жизни пробуждает. И по праву, что она главной будет на века. А для вас для утешенья я станцую вас весенний. Василек я или нет, вам дарю я свой букет. Валентина Какоша
Методическая разработка по ознакомлению с окружающим (подготовительная группа) Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие " Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка» . Тема : «Беседа о человеке » Задачи : Формировать у детей представление о себе, как о человеке ; о его отличительных особенностях; о половом различии. Развивать наблюдательность, уметь находить отличия от других людей. Воспитывать заботливое отношение друг к другу. Оборудование : Мольберт; энциклопедия; плакат «Человек » ; картинки (растения, животные, человек ) для работы в паре; картинки для игры «Цепочка» (малыш- дошкольник- школьник- студент- взрослый человек- пожилой человек ); плакат или картинкии «Полезные и вредные продукты» Ход : Дети проходят на ковер и встают в круг Воспитатель : 1) Ребятки, посмотрите какое солнышко светит к нам в окна, давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение. Дети садятся на ковер. Воспитатель загадывает загадки 1 Если б не было его, Не сказал бы ничего. (Язык) 2 На ночь два оконца сами закрываются, А с восходом солнца сами открываются (Глаза) 3Он бывает очень разным : добрым, вредным. Гордым, важным, длинным, маленьким, горбатым. Толстым, тонким, конопатым. (Нос) 4Два одинаковых столба идут по дороге, Мне никак без них нельзя- ведь это мои (Ноги) 5Нескучаюшки- подружкам днем и ночью вместе. Если делают ватрушки- обе будут в тесте. (Руки) Стих «Пять маленьких братьев» Пять пальцев на руке своей, Назвать по имени сумей. ПЕРВЫЙ палец- боковой- Называется БОЛЬШОЙ. Палец ВТОРОЙ- указчик старательный, - Не зря называют его УКАЗАТЕЛЬНЫЙ. ТРЕТИЙ твой палец- как раз посредине, Поэтому СРЕДНИЙ дано ему имя. Палец ЧЕТВЕРТЫЙ зовут БЕЗЫМЯННЫЙ, Неповоротливый он и упрямый. Совсем как в семье, братец младший- любимец. По счету он ПЯТЫЙ, зовется МИЗИНЕЦ. 2) На мольберте нарисовать Точка, точка, запятая. Вышла рожица кривая. Ручки, ножки, огуречик- Получился- человечек ! О ком сегодня пойдет разговор? Плакат «Человек » - Человек- это живой организм , как растение, животное. Он умеет передвигаться, ходить, бегать, дышать, чувствовать (слышать, ощущать запах, боль, голод, окружающую температуру ). Для того, чтобы жить, он должен иметь органы и части тела целыми и нормально работающими. Энциклопедия Человек в отличии от растений и животных - существо разумное : он думает, говорит и действует осознанно . Человек – также как растения и животные нуждается в определенных условиях среды : воздухе, воде, пищи. Игра «Найди отличия» проводится в паре. На столах картинки растение- животное, растение- человек , животное-человек . Нужно найти отличия между этими живыми существами. 3) Вы нашли сейчас отличия, а теперь скажите, чем же отличаются люди друг от друга? (рост, цвет волос, глаз, кожи, национальностью) Игра «Как можно сказать?» Если глаза голубые – голубоглазый, зеленые -зеленоглазый, карие- кариглазый, черные- черноглазый. Если кожа белая- белокожий, желтая- желтокожий, черная- чернокожий. Если маленький- лилипут, высокий- великан. Если мальчик, а становится- мужчиной, девочка- женщиной. Игра «Собери цепочку» -дети делятся на две команды, на двух столах лежат картинки (малыш (ка, дошкольник (ца, ученик (ца, студент (ка, мужчина- женщина, бабушка-дедушка) . Каждая команда должна разложить картинки по порядку и потом определить свое место в этой цепочке. 4) У человека есть части тела , давайте правильно их назовем и покажем на себе. Игра «Назови правильно» я буду называть части тела у животного, а вы у человека . Пасть- рот шерсть- волосы лапы- руки клыки- зубы морда- лицо когти- ногти брюхо- живот. Физминутка У меня есть голова, Направо- налево раз, два. Она сидит на крепкой шеи, повертели- повертели. Затем туловище идет- наклон назад, наклон вперед, Поворот, поворот! Умелые руки есть у всех вверх- вниз, вниз- вверх. Ноги нам нужны, чтобы бегать, Прыгать, приседать, стоять. Вот такое мое тело! С ним все сделаещь на пять! 5) - Чтобы наше тело было здоровым,что нужно делать для этого? (мыться, есть витамины) Кто же наши враги (микробы) Картинки Как с ними бороться? Игра «Полезная –вредная еда» дети делятся на две команды,на столах картинки. Нужно положить в ряд полезные продукты питания и вредные для нашего организма. Если плакат –найти полезные и вредные продукты питания. Стих воспитатель читает, дети показывают на себе. Есть на пальцах наших –ногти, На руках- запастья, локти. Темя,шея, плечи, грудь. И животик не забудь! Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп. Есть колени и спина, Но она всего одна! Есть у нас на голове- уха два, И мочки две. Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки. Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы посмотри, Подбородок под губой. Вот что значит мы с тобой! 6) Игра «Скажи ласково» Нос- носик, глаз- глазик, рот- ротик и т. д Итог О чем беседовали ? Как нужно относиться к своему телу, что для этого делать? Как относиться к окружающим тебя людям и живым существам? Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Е. И. Радина в своем исследовании подробно раскрыла значение беседы для умственного и нравственного воспитания детей . В одних беседах систематизируются и уточняются представления, полученные ребенком в процессе его повседневной жизни, в результате наблюдений и деятельности. Путем других педагог помогает ребенку полнее и глубже воспринимать действительность, обращать внимание на то, что недостаточно им осознается. В результате знания ребенка становятся четче и осмысленнее. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен на учиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Вопросы воспитателя требуют более подробного описания увиденного, пережитого, побуждают к выражению оценок, личного отношения к обсуждаемой теме. Давая развернутый ответ, дети употребляют для связи слов союзы (и, а, но, чтобы), разнообразную лексику. Речевая деятельность ребенка в беседе отличается от разговора прежде всего внутренним программированием, обдумыванием своего высказывания, большей произвольностью. Дети учатся речи-доказательству, умению обосновывать свою точку зрения, вступать в «дискуссию». Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Е. И. Радина предостерегала от одностороннего подхода в понимании беседы, когда сильно подчеркивается лишь речевой момент. Она отмечала важное значение беседы для формирования положительного отношения к окружающей действительности, к людям, к родной стране и родному городу, к родным и близким. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Содержание должно быть педагогически обосновано, способствовать решению задач всестороннего воспитания, доступно, психологически близко дошкольнику. Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей. В прошлом веке при отборе содержания бесед важнейшим был принцип близости и доступности обсуждаемых явлений. Считалось возможным беседовать с детьми лишь о непосредственно окружающих ребенка вещах. Содержание бесед, таким образом, ограничивалось наличием у ребенка совершенно конкретного чувственного опыта, касающегося тех явлений, которые становились предметом беседы. В наше время проблема содержания бесед с дошкольниками исследовалась многими учеными (А. П. Усова, Е. А. Флерина, Е. И. Радина, Э. И. Залкинд, Э. П. Короткова, Н. М. Крылова). Сделаны следующие выводы: по отношению к современным детям содержание «простого» и «сложного», «далекого» и «близкого» в эпоху развития техники, культуры изменилось. Картинки, книги, кинофильмы, детские телепередачи, иллюстрации, альбомы, компьютерные программы расширяют круг детских представлений и понятий, будят у ребенка новые интересы. С детьми можно беседовать о том, чего не было в их чувственном опыте, но что им психологически близко и понятно. Современность подсказывает новую тематику. Так, беседа о космонавтах может сочетаться с рассматриванием иллюстраций, рассказом воспитателя, чтением литературы. Каждая беседа должна сообщать что-то новое: или давать некоторые новые знания, или показывать знакомое в новом аспекте. Содержанием беседы должны быть явления, знакомые ребенку, но требующие дополнительных пояснений, поднимающие сознание ребенка на более высокую ступень знания. Тематика бесед определяется конкретными задачами воспитательной работы с детьми, их возрастными особенностями, запасом знаний, приобретенных в процессе экскурсий и наблюдений, а также ближайшим окружением. Приведем примерную тематику бесед. Темы, отражающие явления общественной жизни : «Наш детский сад», «Москва - столица нашей Родины», о школе, о родном городе, о том, что видели на почте, и др. Темы труда : работа родителей, сотрудников детского сада, труд почтальона, строителя: результаты труда, трудовые процессы (как шьют одежду, выращивают фрукты и овощи); домашний труд мамы, бабушки. Беседы, отражающие труд самих детей : «Мы - дежурные», «Как мы помогаем маме», «Что мы вырастили на нашем огороде». Беседы об использовании техники в домашнем труде: «Что машины помогают делать в детском саду», «Как машины помогают строить дом», «На чем ездят люди и перевозят грузы», «Какой речной транспорт мы видели на нашей реке». Цикл бесед на бытовые темы: об игрушках, посуде, об одежде, школьных и умывальных принадлежностях. Беседы о природе : «Наш парк весной», «Зимующие и перелетные птицы», «Времена года», «Фрукты и овощи». Беседы на морально-этические темы : о культуре поседения, «Уважай труд старших», «Будь хорошим товарищем». Важным является вопрос о месте беседы среди других методов работы. Неправильное понимание роли словесных методов в 20-е годы и реализации принципа комплексности (увязки всех занятий между собой) привело к неправильному определению места беседы. В результате она превратилась в стержень, вокруг которого группировались все другие виды работы в детском саду. Между тем беседа - лишь одно из средств обучения детей. Ее роль может быть выполнена, если она опирается на другие методы ознакомления с окружающим (экскурсии, наблюдения, прогулки), если у детей есть знания и опыт, требующие упорядочения. Остановимся на классификации бесед. Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. Каждая из названных бесед своеобразна по целевой установке и методу. В основу этой классификации положено взаимодействие между детским опытом и выражением его в речи. М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е.А.Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома). Остановимся на характеристике и особенностях проведения этих бесед. Вводная беседа, или беседа, предваряющая получение новых знаний, является обычно связующим звеном между имеющимся у детей опытом и тем, который они приобретут. Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее - выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. На практике часто предварительная работа либо вообще отсутствует, либо проводится беседа, которая выходит за пределы предстоящего наблюдения, когда словесно прорабатывается то, что дети могут увидеть сами. Последующие наблюдения превращаются в иллюстрацию к слову. Ребенок, по словам Е. А. Флериной, лишается возможности самому «добывать» знания и получать радость от новизны восприятия. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, а ряд вопросов остается неразрешенным («Посмотрим... увидим... проверим...»). Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее - стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя - обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить ясные, отчетливые представления, дополнить их знания. Содержание беседы определяется процессом наблюдения. Что и в каком порядке заметят дети и что они скажут, заранее предвидеть нельзя. Дети, наблюдая, высказывают свои мысли в форме отдельных реплик и отдельных слов. Происходит обмен мнениями. Во время беседы слово педагога играет объяснительную роль, раскрывает содержание того материала, который дети воспринимают. В процессе наблюдения педагог направляет восприятие детей, поддерживает интерес к наблюдению. В чем особенности методики проведения таких бесед? Как правило, беседа проходит непринужденно, дети могут свободно двигаться, переходить с одного места на другое. Воспитатель не добивается строгого соблюдения правил поведения, не требует от детей дополнительных ответов. Он дает детям возможность наблюдать, незаметно для них руководит ими, не отнимая инициативу; помогает осознавать явления, связи причины и следствия, подводит к выводу. Для этого вида беседы характерно участие разных анализаторов: зрения, слуха, осязания, мускульно-двигательной сферы, моторной деятельности. Вторая сигнальная система (слово) углубляет впечатления, которые ребенок получает чувственным путем. Ребенку дают возможность наблюдать, трогать. Предусматривается большая активность детей, они могут рассматривать, действовать. Их не следует одергивать, так как они бывают увлечены. Нужны гибкость, тактичность, находчивость. План беседы может быть изменен, потому что он корректируется ходом наблюдения. Во время такой беседы недопустимо отвлекать детей от наблюдаемого, не стоит вдаваться в подробности и рассказывать о том, чего они не видят. Поскольку в процессе бесед имеет место разнообразная деятельность, дети не утомляются, чувствуют себя легко и свободно. Заметим, что в процессе первичных наблюдений нет возможности для развертывания беседы и для развития диалогической речи, она возникает при повторных наблюдениях, на основе уже имеющихся представлений и знаний. Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы - систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросоответной форме общения. Остановимся в связи с этим подробнее на методике проведения обобщающей беседы . Рассмотрим наиболее важные для руководства беседой вопросы; отбор содержания, определение структуры беседы и характера вопросов, использование наглядного материала и индивидуальный подход к детям. Планируя беседу, педагог намечает тему и отбирает соответствующее содержание 1 . С учетом опыта и представлений детей определяются познавательные (сумма знаний для закрепления и новый материал) и воспитательные задачи; объем словаря для активизации. Например, в беседе на тему «Кто строит дом» (подготовительная к школе группа) могут быть закреплены знания о труде строителей, об их профессиях и сообщены новые знания - о профессии архитектора. В программное содержание необходимо включить задачу развития навыков разговорной речи, умения высказываться в коллективе, доказывать свою точку зрения, предусмотреть воспитательные задачи: воспитание уважения к людям труда; воспитание культуры речевого общения. Словарь: введение новых слов (план, архитектор), закрепление и активизация слов (каменщик, плотник, штукатур, маляр, фундамент, подъемный кран). Предшествующая работа: в течение двух месяцев дети наблюдали за строительством дома; воспитатель знакомил их с деятельностью и профессиями тех, кто строил дом. Систематизировать знания в беседе возможно при условии четкого, последовательного расположения материала, т. е. при правильном его структурировании. Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как: - вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях; - анализ этих явлений в ходе беседы , выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; - элементарное обобщение , уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем. Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, мобилизовать детей, быстро собрать их внимание и возбуждать интерес к предстоящему занятию, вызывать желание участвовать в беседе. Начать беседу можно по-разному - с воспоминания, с рассказа педагога, с рассматривания игрушки, предмета. В качестве эмоционального средства можно использовать картину, загадку, стихотворение, которые имеют прямое отношение к теме беседы. Так, беседу об осени можно начать с вопроса «Почему осень называют золотой?», беседу «О культуре поведения» - тоже с вопроса, заключающего в себе элемент проблемное™: «О каком человеке можно сказать, что он культурный, вежливый?» Для беседы о Москве удачным началом может быть показ картины или фотографии с изображением Кремля и Красной площади. Беседу о зиме можно начать с загадки: «Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет. Когда это бывает?» В основной части беседы в ходе анализа явлений раскрывается ее содержание. С этой целью перед детьми последовательно ставят вопросы, активизирующие их мышление и речевую деятельность. Педагог дает объяснения, подтверждает детские ответы, обобщает их, вносит добавления, поправки. Цель этих приемов - уточнить мысль ребенка, ярче подчеркнуть факт, возбудить новую мысль. Детям сообщают новые сведения, чтобы уточнить или углубить знания о сущности явления, о предметах и др. Успех беседы обеспечивают живость и эмоциональность ее проведения, использование стихов, загадок, наглядного материала, участие и активность всех детей группы. В основной части беседы может быть несколько логически законченных частей. Это уточнение в структуру обобщающей беседы внесено В. И. Логиновой. Она выделяет определенные смысловые логические части , каждая часть заканчивается обобщением педагога. В беседе «О маме», например, можно выделить три смысловые части: труд мамы на производстве, домашний труд мамы, помощь детей маме. В беседе о школе: школьное здание и класс, учение и учителя, школьные принадлежности, 1 сентября в школу. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ). Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом». Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы. Иногда в заключение беседы целесообразно ставить перед детьми четкие задачи для последующих наблюдений, задания, связанные с трудовой деятельностью (повесить кормушку для зимующих птиц, нарисовать в подарок маме рисунок). Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их. Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приемом в методике ее проведения являются вопросы. Эффективность беседы зависит от умелого подбора и постановки вопросов. Еще К. Д. Ушинский отмечал, .что правильно поставленный вопрос включает в себя половину ответа. Поставить вопрос - значит выдвинуть мыслительную задачу, которая должна быть посильной дошкольнику, но не очень простой. Вопросы нацеливают на выводы, обобщения, классификацию, установление причинно-следственных связей. Методика использования вопросов в беседе разработана Е. И. Радиной. Ею же дана классификация вопросов, которая с некоторыми дополнениями применяется и в настоящее время. В зависимости от того, какую мыслительную задачу содержит вопрос, можно выделить две группы вопросов. 1. Вопросы, требующие простой констатации - называния или описания знакомых ребенку явлений, предметов, фактов; т. е. он должен точно назвать предмет, его части, выделить характерные признаки (кто? что? где? когда? какой?). Это репродуктивные вопросы. Например, в беседе о зиме они могут быть сформулированы так: какие деревья бывают зимой? Какая зимой бывает погода? Какой сейчас месяц? Это начало зимы или конец? 2. Другая группа вопросов -поисковые - направлена на раскрытие доступных ребенку связей между предметами и явлениями. Такие вопросы требуют некоторых логических операций, активизации мыслительной деятельности, умения сопоставлять, сравнивать и оценивать; обобщать, делать выводы и умозаключения; устанавливать причинно-следственные, временные и другие связи и отношения (почему? отчего? зачем?). В той же беседе о зиме они могут звучать так: почему реки и пруды замерзают зимой? Как люди спасаются от холода? А не знаете ли вы, что изменилось в природе в феврале? Почему вы любите зиму? Вместе с тем надо учитывать, что ребенок способен самостоятельно обобщить, сделать вывод, высказать суждение лишь в том случае, если еще до беседы получил достаточный запас конкретных представлений по данной теме. В противном случае поисковые вопросы окажутся для него непосильными. Вопросы, требующие умозаключений, выводов, обобщений, нуждаются в тщательной, точной формулировке. В зависимости от полноты и степени самостоятельности раскрытия темы можно выделить основные и вспомогательные вопросы. Основные вопросы - это стержень беседы. Важнейшее требование к ним - логическая связь друг с другом и последовательность в постановке. Они могут быть и репродуктивными, направленными на то, чтобы выявить имеющиеся у детей представления, и поисковыми, требующими установления связей и умозаключений. Если дети самостоятельно не справляются с ответом на основной вопрос, им можно задать вспомогательный вопрос - наводящий или подсказывающий. Ребенок не улавливает смысл вопроса иногда из-за недостаточно конкретной, общей его постановки (Что вы знаете о корове?), а иногда из-за наличия в вопросе непонятных слов (Как называется должность у тети Кати?). Наводящие вопросы помогают ребенку не только понять смысл вопроса, но и отыскать правильный ответ. Они активизируют мысль, помогают ответить на сложные вопросы, требующие выводов, суждений, обобщений. В беседе «Кто строит дом?» воспитатель задает очередной вопрос: «Мы забыли что-то еще, без чего не может быть хорошего дома. Что это?» Дети молчат. Тогда задается наводящий вопрос: «Что нужно для того, чтобы дождик не лил в комнаты?» (Крыша.) Подсказывающие вопросы уже содержат в себе ответ. Применение их оправданно по отношению к неуверенным в себе, недостаточно развитым детям. Подобные вопросы не только не тормозят развитие ребенка, но порой даже подталкивают на самостоятельные высказывания. Продолжая беседу о строительстве дома, воспитатель спрашивает: «Кто кроет крышу?» Дети затрудняются ответить. Тогда задается подсказывающий вопрос: «А не кровельщик ли кроет крышу?» - «Да! Да! - восклицают дети, - кровельщик!» Следует подчеркнуть, что вопросы в беседе, независимо от их типа, должны быть простыми и понятными для дошкольников. Если вопрос труден, воспитателю целесообразно самому ответить на него. В беседе помимо вопросов используются такие приемы, как указания, объяснение, рассказ, обобщение, ответы самого воспитателя. Указания имеют большое воспитательно-образовательное значение. Прежде всего они помогают установить четкую внешнюю организацию ведения беседы, дисциплинирующую детей. Указания определяют порядок и правила высказывания, привлекают внимание детей к содержанию вопроса («Подумай хорошенько, прежде чем ответить»). Указания относятся и к уточнению детской речи. Существенную роль в уточнении и систематизации знаний играют обобщения, которые делает педагог, его рассказ. В ходе беседы о зиме, обобщая детские ответы, воспитатель говорит: «Сейчас зима. Зимой холодно. На улице много снега, деревья стоят голые. Зимой бывают сильные морозы и метели». В этой же беседе он рассказывает, за что любит зиму. «Я люблю зиму, потому что зимой весело и интересно, потому что зимой полезно гулять; воздух чистый, прозрачный, свежий, здоровый. Зимой бывает очень красиво. Снег блестит на солнце, небо бывает голубым, а когда солнце заходит, оно становится розовым. О зиме нарисованы картины, написаны стихи. Я прочитаю вам фрагмент из поэмы Николая Алексеевича Некрасова «Мороз-Красный Нос». В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. Чтобы дать зримый образ предмета, уточнить представления детей, поддержать интерес к беседе, можно показать картину, игрушку, предмет в натуре. Иллюстративный материал применяется по-разному: одни предметы раздают каждому ребенку (листья деревьев, семена цветов, предметные картинки), другие показывают всем детям (картина, животное, предметы посуды, одежды). Время демонстрации наглядного материала в процессе беседы зависит от цели. Так, в самом начале беседы показывают букет цветов, фотографию для того, чтобы создать настроение, вызвать интерес, напомнить о чем-либо; рассматривание портфеля организуют в середине беседы о школе для уточнения знаний о школьных принадлежностях. Использование наглядного материала должно быть кратковременным. Не следует превращать все в самостоятельное занятие. Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни дети очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки (боятся высказаться хуже других), из-за речевых недостатков. Кроме того, в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором. При проведении беседы задача педагога - добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особого внимания требуют дети с речевыми недостатками. Не стоит вовлекать их в общую беседу, пока речь не станет более совершенной. В связи с этим следует воспитывать у остальных детей группы спокойное, доброжелательное отношение к товарищам. Индивидуальные особенности детей заставляют по-разному ставить один и тот же вопрос: кому-то - в формулировке, требующей умозаключения, вызывающей раздумье; кому-то - в подсказывающей форме. Речевая активность детей в беседе - один из показателей ее эффективности. Педагог должен стремиться к тому, чтобы как можно большее количество детей приняли участие в коллективном разговоре. Дети и взрослые должны соблюдать правила речевого общения, этикета. Детям следует отвечать по одному, не перебивать говорящего, уметь молчать, быть сдержанными, не повышать голоса, употреблять формулы вежливости. Воспитатель должен корректно формулировать и задавать вопрос, не прерывать без особой надобности отвечающего ребенка, приходить на помощь затрудняющемуся, соблюдать эталонную речь, обучать детей умению вести разговор. Ответы детей во время беседы носят характер кратких или развернутых реплик; допустимы и однословные ответы, если содержание вопроса не требует большего. Если дети отвечают на репродуктивные вопросы, тем более нельзя добиваться, чтобы каждый ответ был полным. Подобное требование ведет к искажению языка. Приведем хрестоматийный пример «полного» ответа ребенка на вопрос «Какое сейчас время года?» - «Сейчас время года весна». В данном случае для полного ответа достаточно одного слова «весна». Важно воспитывать «чутье языка», чтобы ребенок интуитивно чувствовал, когда можно ответить на вопрос одним словом, а когда - целой фразой или несколькими фразами. Здесь поможет пример речи взрослого. Однако для совершенствования диалогической речи и развития ее связности необходимо побуждать детей к развернутым целенаправленным высказываниям. Этому способствуют поисковые вопросы, которые активизируют логическое мышление, побуждают к сопоставлению фактов, сравнению и ставят ребенка перед необходимостью отвечать не одним предложением, а целым высказыванием, развивая и обосновывая свою мысль. В связи с этим целесообразно предусмотреть наиболее оптимальное соотношение репродуктивных и поисковых вопросов, усилив роль последних в зависимости от темы и содержания беседы, объема и сложности знаний, подлежащих обобщению. Одобрение воспитателя, подтверждение детских ответов, его указания также стимулируют детей на высказывания. Особого внимания заслуживают детские вопросы, возникающие в беседе, обмен мнениями между детьми, их споры. Необходимо учить детей задавать вопросы, обосновывать свое мнение, доказывать его. Эффективными приемами, вызывающими детей на спор, на обсуждение сложных проблемных вопросов, являются отгадывание загадок, решение речевых логических задач. Речевая логическая задача - это рассказ-загадка, ответ на которую может быть получен благодаря установлению связей и зависимостей между явлениями, их анализу, сравнению, обобщению. Содержание логических задач может отражать социальные явления, жизнь природы 1 . Методически важен вопрос о соотношении в беседе речи взрослого и детей. Как показывают наблюдения, часто речевая активность педагога превалирует над детской. Иногда воспитатели, ставя вопрос, не дают детям возможности сосредоточиться и подумать, торопятся ответить сами, начиная рассказывать о том, что наблюдали, например, на экскурсии. Детям не остается ничего другого, как пассивно слушать. Другая крайность заключается в «вытягивании» у детей ценой значительных усилий правильных ответов. Эффективность беседы в значительной степени зависит от умения педагога целенаправленно вести за собой детей, направлять детскую мысль и активизировать речевую деятельность. В методике определено, в каких возрастных группах проводятся занятия-беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа-разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок. В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон). В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед. 1 Интересные логические задачи на природоведческую тематику содержатся в книге Н. Ф. Виноградовой «Умственное развитие детей в процессе ознакомления с природой», М., 1978. Терехова Мария ЕвгеньевнаУчебное заведение: БПОУ "Горно-Алтайский педагогический колледж" Краткое описание работы: Дата публикации: 2017-05-18 Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой на тему «Беседа о диких животных зимой» Терехова Мария Евгеньевна Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой в старшей группе Тема: Беседа о диких животных зимойХод занятияВ: Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложиться И под утро снегом Поле забелело, Просмотреть свитедельство о публикации Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с природой на тему «Беседа о диких животных зимой»Программное содержание: Обучающие задачи. Углублять и расширять знания о том, как дикие звери живут зимой, отметить внешние признаки, особенности поведения. Воспитательные задачи. — Воспитывать бережное отношение к природе, формировать любознательность, познавательный интерес через обращения внимания детей на наиболее интересные особенности внешнего вида животных. Развивающие задачи. Развивать внимание детей во время рассматривания иллюстраций, память через сообщение о его жизни, питании, повадках и речь, в ходе всего занятия. Активизировать словарь за счет слов: «запасы», «дупло». Ход занятия В : Дети сядьте все удобно и послушайте меня внимательно Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложиться И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес – что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно… Стали дни коротки, Солнце светит мало. Вот пришли морозы – И зима настала (И. Суриков) В : — О каком времени года говорится в стихотворении? Д : -О зиме. В : — Как вы догадались? Д : -В стихотворении говорилось о признаках зимы. В: — Какая погода бывает зимой? Д :- Холодно, мороз, дует ветер, идёт снег, солнце светит, но не греет. В: — Какие изменения происходят зимой в животном мире? Д :- Многие животные меняют шубку, впадают в спячку, птицы улетают. В : — Правильно вы все говорите, молодцы. Сегодня мы с вами поговорим о том, как дикие животные проводят зиму. — Дети послушайте и отгадайте о ком эта загадка? «Кто по елкам ловко скачет Кто взлетает на дубы? Кто в дупле орешки прячет? Сушит на зиму грибы?» (Белка ) Показываю иллюстрацию с изображением белки. В: — Кто изображен на картинке? Рита, расскажи, что изображено на картинке. Д : — На картинке изображена белка. Шерсть у белки рыжая, хвост пушистый, уши, уши короткие с кисточками на концах. Глаза темные большие. Она грызет орехи, поддерживая их передними лапками. В: -Молодец, Рита, а теперь давайте вспомним — Где живут белки? Д :- Белки живут в дупле, на дереве. В: — Чем они питаются летом, зимой? Д: — Едят белки ягоды, зерна, грибы, почки растений, орехи, желуди, насекомых, муравьиные яйца. В: Правильно, а сейчас я вам расскажу, как передвигаются белки, почему белка прыгает, вы знаете почему? Д: — Белка ловко скачет с ветки на ветку, как рулем управляет своим хвостом, может спрыгнуть с верхушки дерева на землю. У белки острые когти. Они быстро взбираются по стволу. В: А как белки готовятся к зиме? Д: — Делают запасы: прячут орехи, сушат грибы, ягоды, а зимой отыскивают их под снегом. На зиму белки утеплят гнездо мхом, сухой травой, перьями. В :- Хорошо, а с наступлением холодов белки прячутся в своих гнездах и выходят только за кормом. В сильные морозы совсем не покидают теплого гнезда, которое строят из веток. Внутри они делают мягкую и теплую подстилку из сухих листьев, травинок, мха. Послушайте еще одну загадку. Неуклюжий, косолапый, Но попробуй одолеть. Говорят, сосет он лапу, А зовут его … (Медведь) (Выставляю картинку, предлагаю рассмотреть) В :- Кто изображен на картине? Д: — Медведь. В: — Какого цвета шерсть у медведя? Д:- Бурая. В :- Вы все правильно говорите. Уточняю высказывания детей, рассказываю об особенностях внешнего вида медведя:неуклюжий на вид, очень подвижен, быстро плавает. В случае опасности бегает быстро. Молодые медведи и медвежата ловко лазают по деревьям. Лапы у медведя сильные, с крепкими, длинными когтями. Он легко поднимает упавшее дерево, выворачивает пни. В: — Дети, как вы думаете, чем питаются медведи? Д: — Землянику, малину, клюкву, бруснику, орехи, желуди, яблоки. В :- Да, а еще любят полакомиться насекомыми, раскапывают муравейники. Любят полакомиться медом диких пчел. Медведь – всеядный зверь. — Дети, а как медведь проводит зиму? Д: — Он зимой спит. В: — Да, зимой медведь спит. Осенью в удобном месте (под сломанным деревом, под корнями вывернутого дерева) медведь устраивает берлогу, в ней он лежит до весны, ничего не ест, расходует запасы жира, накопленного за лето. В берлоге у медведицы появляются 2-3 маленьких, беспомощных медвежонка (весом в 500 г) К весне они подрастут. Питаются молоком матери, едят зелень, ягоды, насекомых. — Дети, а теперь отгадайте вот такую загадку. «Серый брат Д:- Волк. В :- Дети, какие ноги у волка? Д :-Высокие и сильные. В :- Правильно. Какие уши? Д: — Стоят торчком. В :- Какой хвост? Д: -Толстый, прямой, опущен вниз. В:- Молодцы. На какое домашнее животное похож волк? Д :- На собаку. В :- Правильно, на собаку. У волка острый слух. Слышит волк и тогда, когда спит. Спящий волк слышит шелест сухих листьев и другие слабые звуки. Зрение хуже слуха. Лучше он видит ночью. — Как волки проводят зиму? Д: — Они не впадают в спячку, они активны весь год. В
:-
Правильно, дети. Ходят волки гуськом, ступая след в след. В поисках добычи обходят большие расстояния. Это подтверждает народная пословица: «Волка ноги кормят». Зимой волкам труднее добывать себе пищу. Голодные они, забегают в деревни, забираются в сараи, наносят вред. В народе говорят
: «Не за то волка бьют, что он сер, а за то, что овцу съел» Молодцы все правильно сделали. Что сегодня вы узнали нового? Вам нравится зима? А почему? Можно играть в снежки кататься на лыжах, санках, коньках, лепить снеговика. А что такое снежки? Хорошо зимой! Перечислите названия животных, с которыми сегодня познакомились. Беседа – это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педагогике как метод ознакомления с окружающим и одновременно как метод развития связной речи. Ценность беседы заключается в том, что взрослый учит ребенка логически мыслить, помогает думать, поднимает от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования. В беседе ребенок должен припоминать, анализировать, сравнивать, высказывать суждения и делать умозаключения, выводы. В беседе вместе с мышлением развивается речь. Формируются диалогические и монологические формы связной речи, и прежде всего речи разговорной: умения слушать и понимать собеседника, давать понятные ответы на поставленные вопросы, ясно выражать свои мысли в слове, высказываться в присутствии других детей. Обучение детей умению вести разговор, участвовать в беседе всегда сочетается с воспитанием навыков культуры поведения: ребенок должен научиться внимательно слушать того, кто говорит, не отвлекаться, не перебивать собеседника, сдерживать свое непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Высказываясь в беседе, ребенок формулирует свои мысли не в одном, а в нескольких предложениях. Словарный запас детей активизируется, уточняется и дополняется. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей жизнью: бытом и трудом людей, событиями общественной жизни, деятельностью детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь, друзья). Беседы протекают живо и непринужденно, удерживают внимание ребенка, активизируют его мысль в том случае, если программный материал, для усвоения которого проводится беседа, понятен и близок опыту детей. Остановимся на классификации бесед. Е. А. Флерина классифицировала беседы, исходя из дидактических задач. Она выделила три типа бесед. 1. Беседа вводная, организующая детей на тот или иной вид деятельности. 2. Беседа, сопутствующая деятельности и наблюдениям детей. 3. Беседа заключительная, уточняющая и расширяющая опыт детей. М. М. Конина выделяет два типа бесед, дополняющих классификацию Е. А. Флериной. В основу их положен материал (картина, книга), в связи с которым проводится беседа. С точки зрения содержания можно условно выделить беседы познавательного характера (о школе, о родном городе) и этические (о нормах и правилах поведения людей в обществе и дома). Роль вводной беседы ограниченна. Цель ее – выявить разрозненный опыт и создать интерес к предстоящей деятельности. Вводные беседы успешны, если они кратки, эмоциональны, проводятся в непринужденной обстановке, не выходят за пределы детского опыта, Беседа, сопровождающая приобретение нового опыта, является переходной от разговора к беседе. Она проводится в процессе детской деятельности, экскурсий, наблюдений и объединяет детей общими интересами и коллективными высказываниями. Цель ее – стимулировать и направлять внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Основной в детском саду является беседа заключительная, ее принято называть обобщающей. Цель обобщающей беседы – систематизировать, уточнить и расширить опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Следует отметить, что этот тип беседы в большей степени, чем два предыдущих, способствует развитию диалогической речи, в первую очередь благодаря вопросно-ответной форме общения. Е. И. Радина выделила такие структурные компоненты беседы, как: вызывание в сознании детей живого образа в начале беседы на основе воспоминания о близких жизненному опыту явлениях; анализ этих явлений в ходе беседы, выделение наиболее существенных частностей, подводящих к выводам; элементарное обобщение, уточняющее представления детей, способствующее выработке соответствующего отношения к явлениям и стимулирующее детей на определенное поведение в дальнейшем. Начало беседы должно быть образным, эмоциональным, восстанавливать у детей образы тех предметов, явлений, которые они видели, вызывать желание участвовать в беседе. Окончание беседы характеризуется определенной завершенностью. Чаще всего оно связано с обобщающими выводами по всей беседе. Концовка беседы может быть различной в зависимости от ее характера и содержания. Если беседа познавательного характера, дети или воспитатель делают обобщение (заключительный рассказ). Этическая беседа может быть закончена установкой на выполнение правила: «Вежливые люди, входя, первыми здороваются со всеми, наклоняют голову, улыбаются. Вежливые дети никогда не забудут поздороваться первыми. Помните всегда об этом». Беседа может быть закончена загадкой, чтением стихотворения, пословицей, слушанием магнитофонной записи, связанной с темой беседы. Беседа строится на постоянной мобилизации детского внимания, памяти, мышления. Ребенку приходится все время следить за ходом беседы, не уклоняясь от темы, слушать собеседников, самому формулировать свои мысли и высказывать их. В обобщающей беседе в целях активизации мыслительной и речевой деятельности используется наглядный материал. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ними вопросов. Вопрос задают всем, неправильно обращаться только к активной части детей. Стеснительным ребятам следует помогать, задавая простой вопрос, поддерживая их высказывания. Застенчивых детей можно подготовить к беседе предварительно. К невнимательным и шаловливым детям следует также найти подход: может быть, поближе усадить, почаще обращаться к ним с вопросами и выслушивать их мнение, одобрять. Особенности и содержание обучения монологической речи детей в детском саду Монологическая речь – это связанное логически-построенной высказывание, протек относительно долго по времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателя. Для монолога характерна литературная лексика, развернутость, логическая завершенность, синтаксическая оформленность. Всякое связное монологическое высказывание характеризуется рядом признаков: Целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной мысли); Структурное оформление (начало, середина, конец); Связность между предлож и частями монолога; Объем высказывания, плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания). Для достижения связности речи необходим ряд умений: 1)понимать и осмыслять тему, определять ее границы; 2) отбирать необходимый материал; 3) располагать материал в нужной последовательности; 4) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, строить речь преднамеренно и произвольно. Монологическая речь - это, как известно, речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. Одной из задач, которую выдвигает программа дошкольников, является обучение монологической речи. Целью обучения является формирование умений монологической речи, под которыми понимаются умения коммуникативно-мотивированно, логически последовательно и связно, достаточно полно и правильно в языковом отношении излагать свои мысли в устной форме. Такая позиция представляется ошибочной, поскольку именно этот аспект обучения дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить своё высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя. Монолог является такой формой речи, когда ее выстраивает один человек, самостоятельно определяя структуру, композицию и языковые средства. Развитие монологической речи:пересказывание(виды): подробный,сжатый,с творческими дополнениями, перестройка дополнениями(от лица героя);самостоятельное пересказывание:по источнику (по игрцушкам,по картинам, из опыта, творческие рассказы);по ведущему псих. процессу(по воображению, по памяти, по восприятию);по назначении(функции)(описанию, повествованию, рассуждению).Структура развития по пересказыванию- первичное чтение, анализ, вторичное чтение с установкой по пересказу, пересказывание.Функциональный смысловой характер монологов:тип текста(описание)-функция(характеристика предмета в статике)-структура(общий тезис назыв.объекта,характеристика признаков, качеств, действий.Завершающая итоговая фраза оценки характера.); т.т(повествование)-ф.(передача событий во времени последовательности)-с.(начало события,середина события, конец события,экспозиция,завязка,развитие действия,кульминация, развязка);т.т(рассуждение)-ф.(объяснение какого-либо факта, доказ.чего-либо)-с.(тезис выражения, суждения доказательства, вывод,заключение |
Читайте: |
---|
Популярное:
Это воскресное Утро обязательно будет добрым!![]() |
Новое
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
- Готовый сценарий юбилея (60 лет женщине) с прикольными конкурсами