Главная - Рецепты
Пасхальный праздникг в нач школе сценарий. Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Пасха с презентацией. Ход внеклассного мероприятия

Сценарий мероприятия
«Дети - детям «Пасхальный кулич»».

Кондратьева Алёна Александровна, педагог дополнительного образования
Место работы: МБОУ"Средняя общеобразовательная школа № 19", город Каменск-Уральский

Цель: Познакомить с пасхальными традициями.
Задачи:
1. Актуализировать знания детей о пасхе;
2. Развивать художественные способности;
3. Прививать любовь к народному творчеству.
Описание: данное мероприятие включает в себя пасхальную историю и традиции праздника. Целевая аудитория от старших дошкольников до 5-х классов. И и сходя из этого информация историческая рассказывается понятным, доступным языком. Данный сценарий будет полезен как педагогам-организаторам в школах, так и организаторам культурных центров города.
Ход мероприятия:
На сцене сидит Крош и раскрашивает большое яйцо.
Выходит Нюша.

Нюша. Крош, привет! Вот поздравляю тебя с пасхой! (Нюша протягивает Крошу открытку-яйцо ).
Крош. Нюша, спасибо конечно, но с чем ты меня поздравила?
Нюша. С пасхой!
Крош. Что это еще за пасха такая?
Нюша. Это праздник такой!
Крош. Праздник? Не знаю я такого праздника!
Нюша. А что ты тогда сейчас делаешь?
Крош. Разве ты не видишь? Яйцо раскрашиваю!
Нюша. А зачем ты его раскрашиваешь, ты знаешь?
Крош. Не знаю, все раскрашивают, и я раскрашиваю!
Нюша. Когда люди раскрашивают яйца – значит, пришел праздник пасха! Про этот праздник даже ребята все знают. Кстати, так нехорошо получилось, я же не поздоровалась. Привет, ребята! (дети отвечают )
Крош. Ребята, а правда, что вы знаете про пасху все? Тогда кто мне скажет, чему посвящена пасха? (дети отвечают )
Нюша. Крош, давай я побольше расскажу об этом празднике. Пасха – самый большой православный праздник. В переводе с греческого это слово означает «избавление». В этот день, в день воскрешения Христа, свершилось чудо, и жизнь победила смерть.
Крош. Ребята, а какие традиции у этого праздника? Что обычно делают в этот день? (дети отвечают )
Нюша. Крошик, у этого дня очень много разных традиций! И яйца раскрашивают и пекут куличи, и ходят друг к другу в гости, чтобы обменяться крашеными яичками.
Крош. Ух ты, как много традиций у пасхи я даже и не знал. Нюшенька, а как правильно яйца раскрашивать, ты знаешь?
Нюша. Конечно, Крош, пойдем я тебе покажу. А ребята пока посмотрят выступление...

Выходят Крош и Нюша, выносят большие картонные яйца.

Крош. Нюшенька, давай скорее покажем ребятам, что у меня получилось!
Нюша. Конечно, Крошик! (Крош показывает яички ребятам). Вот такая роспись яйца называется "Крашенка" - яйца, окрашенные в один цвет. Яйца с красочными пятнами, расположенными на фоне другого цвета - это "Крапанка". "Рисованка" - яйца, раскрашенные кистью от руки. А если яйца окрашены расписным орнаментом, как это яичко, то называются они - "Писанка". Если яйца сделаны из дерева, то это - "Яйчата".
Крош. Ух, ты как интересно! Теперь я знаю, как правильно раскрашивать яйца к пасхе. Ребята, а вы запомнили, как называются яйца? Давайте проверим!
Крош и Нюша показывают ребятам яички, дети называют вид росписи.
Нюша. Молодцы, ребята! Теперь вы тоже дома сможете правильно раскрасить яйца.
Крош. Нюша, а что ты говорила про кулич? Это что, тоже какая - то традиция пасхи?
Нюша. Конечно, Крош! Пойдем, я научу тебя правильно печь куличи и пасху.
Крош. Ну а чтобы ребята не скучали, для них выступит...
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Крош и Нюша выходят на сцену и выносят большой кулич.

Крош. Ну что, Нюша, как ты думаешь, всем хватит этого кулича?
Нюша. Такого кулича, хватит всем! Только есть то его нельзя, он декоративный. А вот настоящий кулич - это пасхальный хлеб сдобный, сдобренный сладостями, изюмом, орехами, его можно кушать, он вкусный!
Крош. Нюша, а что на пасху только яйца и кулич едят?
Нюша. Нет конечно. Еще пекут пасху.
Крош. Как это пасху пекут? Ее не печь надо, а праздновать!
Нюша. Нет, Крош, пасха – это такая обрядовая еда, которая замешивается на твороге, сахаре, яйцах, масле. Готовится в четырехугольной форме, на стенках которой выделены узоры и буквы, символизирующие праздник Воскресения.
Крош. Ух ты. Как здорово праздновать пасху! Можно всяких вкусностей покушать.
Нюша. Но ведь в пасху не только вкусности едят, а еще ходят друг к другу в гости и дарят пасхальные подарки!
Крош. Нюша, тогда пойдем скорее в гости к Совунье и подарим ей вот этот красивый кулич!
Нюша. Пойдем Крош! Тем более, что к ребятам тоже гости пришли – это...
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Выходят Крош и Нюша. Крош читает стихотворение.

Крош. Ребята, я вам тоже приготовил подарок – это стих, сам сочинил, к пасхе.
Словно яркая раскраска,
К нам домой, явилась пасха.
Принесла в своём лукошке,
Яйца, булочки, лепёшки,
Пироги, блины и чай.
Пасху весело встречай!
Крош кланяется.
Нюша. Крошик, ты такой талантливый. Ребята, а вы знаете, что на пасху, как и на рождество, принято гадать.
Крош. И как же?
Нюша. Гадали на куличах да на пасхальных яйцах. Если кулич получился аккуратный, ровный и с правильными линиями, то ваших близких ожидает удача и успех в жизни.
Крош. А если например, ты хочешь узнать свое будущее?
]Нюша. Девушка, которая хотела знать свое будущее, брала яйцо, разрезала аккуратно его, и внимательно рассматривала его. Если желток яйца близко расположен к краю, значит девушка скоро найдет своего принца (мечтательно ).
Крош. Если яркий желток?
Нюша. Значит будут жить с принцем долго и счастливо!
Крош. Если желток яйца полностью не проварился?
Нюша. Тогда долго придется ждать принца (вздыхает).
Крош. Нюша, пойдем скорее узнаем твое будущее! Когда ты встретишь своего принца?!
Нюша. Ой, пойдем Крошик, тем более, что ближайшее будущее наших ребят, я знаю! Для них выступит...
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Выходят Крош и Нюша.

Крош. Нюшенька, а что еще делают в пасху? Ведь это праздник, значит нужно веселиться!
Нюша. Конечно, Крош, в пасху есть разные забавы. Например такая – взрослые прячут в доме яйца, а дети их ищут, кто больше найдет …
Крош. Тот больше и съест!
Нюша. Ну в принципе, верно. А еще одна веселая забава – это битье яиц. Двое берут по одному яйцу, и ударяют одно об другое, у кого яйцо осталось целым, тот победил.
Крош. Нюша, а я придумал еще одну забаву для ребят. Сейчас мы будем передавать яички. Только не такие маленькие, а большие.
Крош выносит два больших мяча.
Крош. Мы поделим ребят пополам, правая половина – твоя, левая – моя. Какая половина быстрее передаст эти яички назад, до последнего ряда и вернет нам на сцену, та команда и победила.
Нюша. Хорошо. Тогда приготовились, передаем!
Игра «Передаем яйцо».
Крош. Отлично, ребята, молодцы! Так быстро справились с нашим заданием!
Нюша. Тогда в награду команде – победителю, номер...
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Выходят Крош и Нюша.

Нюша. Крош, а ты знаешь у пасхи, как и любого другого праздника есть свои пословицы и поговорки.
Крош. Да, я знаю вот такую поговорку - Был пост, будет и Праздник! Была кручина, будет и радость!
Нюша. Интересно, а ребята знают какие-нибудь пословицы о пасхе?
Ребята называют пословицы и поговорки.
Крош. Ух ты, здорово! Интересно, а что они означают? Вот, например такая поговорка – и дитя знает, что Христов день.
Нюша. Это значит, Крош, что даже дети знают, что сегодня празднуется пасха.
Крош. Хорошо, а например такая – Христово воскресенье – всем на веселье!
Нюша. Ну это совсем просто! Значит, что каждый веселиться в пасху!
Крош. А такая пословица – дорого яичко в Христов день.
Нюша. Значит, что всему свое время! А сейчас самое время посмотреть еще один замечательный номер...
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Выходят Крош и Нюша.

Крош. Нюша, мы уже столько говорим о пасхе, но я слышал, что вообще то к ней готовятся за неделю.
Нюша. Правда, Крош! Перед пасхой каждый день недели расписан. Вот в понедельник – начинают прибирать в доме. Во вторник закупают все необходимые продукты. В среду все хозяйки чистят дом, стирают.
Крош. Я знаю, что четверг называется чистым, было распространено купание в реке, обливание водой, а еще с четверга начинали готовить угощения.
Нюша. В пятницу и субботу докрашивали яйца, домывали в доме, заканчивали все приготовления. А в воскресенье с самого утра ходили друг к другу в гости с хорошей новостью, заходя все говорили «Христос воскресе!», и слышали в ответ «Во истину воскресе!»
Крош. Нюша, ты такая молодец, что рассказала мне о таком празднике – Пасха! Теперь я тоже все, все знаю!
Нюша. Ребята, а вы запомнили как правильно праздновать пасху?
Дети отвечают.
Нюша. Вот и отлично, тогда в следующем году вы уже по всем правилам отпразднуйте этот замечательный праздник!
Крош. А сейчас, Нюша, по всем правилам должен быть еще один поздравительный номер для ребят. Пусть они посмотрят, а я пока еще стихи напишу!
Крош и Нюша уходят. Номер ________________________________
Выходят Крош и Нюша.

Крош (важно ). Поздравительные стихи для ребят!
В светлое Христово Воскресенье
На душе пусть будет чисто и светло!
Будет хлебосольным угощенье,
Солнце дарит радость и тепло!
Нюша. С праздником вас ребята! С Пасхой Христовой!
Крош. Поздравляем! До новых встреч!
Крош и Нюша уходят.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 9 имени М.И. Баркова»

муниципального образования города Братска

Сценарий внеклассного мероприятия для детей

младшего школьного возраста

«Праздник светлой Пасхи»

Сафонова Анна Геннадьевна

Учитель начальных классов

Актуальность:

Сейчас мы отмечаем период возрождения духовной культуры народов России, уделяется внимание растущей личности. Это актуально ещё и потому, что помогает оградить детей и подростков от дурного влияния, негативных явлений. Знание устного народного творчества, этнографии развивает фантазию детей, есть возможность обратиться к прошлому и взять оттуда только лучшее. Это, конечно же, воспитание детей любви к своему народу. Познавая национальные традиции, обряды, обычаи мы тем самым способствуем сохранению национальной самобытности народа.

Задачи:

1.Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях русского народа.

2. Развивать познавательный интерес детей к истории своего народа, обогащать духовный мир детей.

3. Воспитывать патриотические чувства: любовь и уважение народных традиций, нравственную чистоту и эстетическое отношение к жизни и сценическому искусству.

Цель:

Способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре русского народа.

Познавательные УУД:

    Формировать самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего занятия и отдельного задания.

Личностные УУД:

    Воспитывать детское восприятие к русским традициям, праздникам, через реальное применение в современной жизни.

    Формирование положительного эмоционального настроя.

    Проявлять понимание и уважение к ценностям культуры своего народа.

    Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь.

Регулятивные УУД:

    Сохранять и принимать учебную задачу.

    Учитывать выделенные ориентиры действия в сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

    Внимательно слушать и понимать других, отвечать на вопросы учителя.

    Оформлять свои мысли в устной форме.

    Формирование вербальных и невербальных способов коммуникации

Методы:

Интерактивный: объяснение, рассказ, беседа, показ; наглядный: демонстрация, практические соревновательные упражнения.

Тип занятия:

Усвоение новых знаний.

Ход мероприятия

Дети в народных костюмах входят в класс. Все вместе напевно:

Жаворонки прилетайте

Зиму белу прогоняйте

Гули - гули

Зиму белу прогоняйте

Весну красну созывайте

Гули – гули

Весну красну созывайте

Землю нашу одевайте

Гули – гули

Землю нашу одевайте

Все поляны согревайте

Гули – гули

Все поляны согревайте

Солнце мило приглашайте

Гули – гули.

Ученик:

Вот и Пасха к нам пришла -
Праздник милый для меня!
Сколько радости принёс,
И печали он унёс.

Учитель:

О каком празднике говорят дети?

В какое время года мы празднуем праздник Пасхи?

Воскрешение Иисуса Христа. Победу добра над злом,света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Празднование Пасхи -начало весны, пробуждение природы. Пасха. Это слово образовалось от древнееврейского “песах”. Праздник Пасхи – один из основных в народном календаре. Он всегда выпадает на весенние дни. Весна всегда связана со светлыми ожиданиями, надеждами… Православная Церковь считает Пасху главным христианским праздником. Светлое Христово Воскресение – день радостный, светлый. Все события, связанные с ним, - огромное чудо!

1 ученик:

На полях черно и плоско,
Вновь я Божий и ничей!
Завтра Пасха, запах воска,
Запах теплый куличей...

2 ученик :

В этой жизни Божья ласка.

Словно вышивка,видна.

А теперь ты, Пасха, Пасха,

Нам осталася одна.

3 ученик:

Уж её не позабудешь,

Как умом ты не мудри.

Сердце тёплое остудишь,

Разогреют звонари.

4 ученик :

Вот просыпается земля

И одеваются поля,
Весна идёт, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

У церковного праздника Пасхи есть свои символы – творожная пасха, куличи и крашеные пасхальные яйца. В старину накапливали по 100 – 200 яиц, окрашивали их в отваре луковой шелухи, натирали маслом, чтоб блестели.

Дети вносят на подносе куличи, крашеные яйца. Им вслед тревожно: «Ради Бога, не опрокиньте как!»Они отвечают успокоительно: «Упаси Бог, побережёмся. Понесли светить в церковь!»

Почему же символом Пасхи являются яйца?

Учитель: Многие века пасхальные яйца красили именно в красный цвет, что символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте. Одно из поверий гласит: когда Иисуса Христа распяли на кресте, капли крови, которые капали с его тела, упав на землю, принимали вид куриного яйца и делались твёрдыми как камень. Когда Христа сняли с креста, люди разобрали эти капли в виде яиц. И когда по свету разнеслась благая весть о том, что Иисус воскрес, люди приветствовали друг друга словами: «Христос Воскрес!» и обменивались Христовыми слезами. Его кровью искуплены грехи людей. Красное яйцо - это своеобразный образ зарождения новой жизни.

Праздник Пасхи всегда отмечается в воскресенье. А в ночь с субботы на воскресенье начинается пасхальный крестный ход вокруг церкви, смысл которого во встрече воскресшего Христа.

Дети,проходя по классу инсценируют крестный ход . Поют Пасхальный гимн.

Пасхальный гимн

Христос воскресе, Христос воскресе!
Сон смерти - глуше, чем спит скала...
Поют Победу в огне экспрессий,
Поют Бессмертье колокола.

Светло целуйте уста друг другу:
Последний нищий - сегодня Крез...
Дорогу сердцу к святому Югу! -
Христос воскресе, Христос воскрес!

Вспыхнула Пасха Господня!



На Пасху повсюду разрешалось всем желающим, особенно детям, звонить колокола. Поэтому беспрерывно звучал колокольный звон. Когда бьют во множество колоколов, звон получается особенный – его называют трезвоном. Издавна подмечено, что колокольный звон лечит душу, восстанавливает силы человека. А недавно учёные установили, что музыка колоколов убивает микробы.

Звучит аудиозапись "Колокольный звон".П еснопения свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

У крестьян существовало много поверий связанных с Пасхой и его символами.

    Если девушка на Пасху ушибла локоть, значит, её милый вспомнил. Пастухи верили, что пасхальные яйца помогают отыскать заблудившихся домашних животных. На Руси считалось, что если в первый день Пасхи пройти с первым снесенным яйцом, катая его по углам двора, то можно прогнать всю нечистую силу. Также можно изгнать дурные мысли, злые наговоры, грехи, окропив комнаты в доме водой, набранной в пасхальную ночь из колодца (или хотя бы из крана). Тот, кто родился в пасхальную неделю, будет иметь отличное здоровье, удачу и достигнет высоких чинов. Обязательно весёлые хороводы водили.
-Давайте и мы с вами хоровод поводим. Хоровод «Веснянка» (украинская народная песня)

Вы обратили внимание, что весну мы закликали – ходили по кругу, хоровод водили – тоже по кругу? Почему? Круг – символ солнца. Крестьяне считали его способным ускорить пробуждение природы и рост растений, увеличить приплод скота.

Пасхальная неделя – время первого весеннего гуляния на вольном воздухе: затевались игры на лужайках, на лесных полянах.

Давайте поиграем!

1 игра «Платочек» Будем передавать с поклоном платочек. У кого останется платочек, когда музыка остановится, тому нужно будет сплясать. А мы похлопаем.

2 игра «Бег с яйцом» Кладешь яйцо в ложку и пробеги с ним немножко. Кто первый прибежал, тот победителем стал!

3 игра «Чьё яйцо крепче» Каждый игрок выбирает себе яйцо. Зажимая яйца в руке, так чтобы торчали только острые кончики. Игроки бьют яйца друг об друга. Когда одно из яиц разбивается с острого конца (с носка), его переворачивают в руке и подставляют под удар тупой конец (пушку). Разбитое яйцо (с двух сторон) отдается на съедение победителю. Если яйцо треснуло - проиграл!

Так же Пасхи в старину не бывало без качелей. Заранее вкапывали в землю столбы, навешивали на них верёвки, прикрепляли доски. Качались все желающие. Качели или качули, были чрезвычайно любимы и популярны в пасхальных народных гуляньях. Пели качульные частушки.

Дети исполняют частушки.

Вот и Пасха пришла,

Кто нас покачает?

Как у нонешних ребят

Верёвок не хватает!

На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето отгуляю,

Зимой повенчаюся.

На партах у детей лежат шаблоны яиц,вырезанные из бумаги. Даётся задание раскрасить яйцо по своему желанию.



На пасху люди ходят друг к другу в гости, обмениваются яйцами и говорят: «Христос Воскрес» - «Во истину Воскрес».

Давайте и мы с вами обменяемся яйцами.

Вы яйца съедайте. Пасху нашу вспоминайте!

(дети обмениваются раскрашенными яйцами)


От души повеселились

И немного притомились.

Нам пора и отдохнуть

И поесть пасхальных блюд.

Ешьте пасху, растягаи,

Угощайтесь пирогами

Яйца крашеные есть

Их так много, что не счесть.

С пасхой светлой поздравляю

И здоровья всем желаю.

Я хочу поздравить всех.

И сказать:«Христос Воскрес!»


Список использованных источников:

    Гомонова Е.А. Веселые песенки для малышей круглый год – Ярославль: Академия развития, 2000.

    Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. – Детство-Пресс, 1999.

    Капушина Л.П., Ерюшкина О.С. Хрестоматия к программе «Валдоня» – Саранск,2007.с 116.

    Пасхальное яичко //Музыкальный руководитель – №2 – 2009 – С. 52-54.

    Интернет -

Цели:

  • приобщение младших школьников к истокам русской культуры,
  • воспитание любви к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам.

Предварительная подготовка: к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. Класс оформляется под русскую избу: самовар, вышивки, домотканые дорожки и т.д. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи, печенье в виде птиц. На стенде – рисунки детей. Фонограмма с записью колокольного звона.

В празднике принимают участие дети и их родители.

Ход праздника

Ведущий: Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха – Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

3-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

4-й ребенок.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Пасха отмечает воскрешение Иисуса Христа. Это самый важный праздник в христианском календаре. Вам, конечно, известен обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: “Христос Воскрес!”, а ты в ответ: “Воистину Воскрес!”. Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. Как же иначе, ведь это радостный день Воскресения. Давайте и мы с вами похристосуемся.

Дети обмениваются яйцами и троекратно целуются

Ведущий: А сейчас, уважаемые родители и ребята, постарайтесь ответить на следующие вопросы.

Как на Руси называли Пасху? (Велик день, Царь день, Христов день, Светлое Воскресение)

Как называется последняя неделя перед Пасхой? (Страстная или Великая, посвященная страданиям Иисуса Христа)

Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые - драгоценности, а бедные - что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).

Что делали во время великой недели, чтобы снять с души грехи? (Занимались благотворительностью).

Ведущий: К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:

Кто не даст нам яйца - околеет овца,
Не даст сала кусок - околеет телок,
Нам не дали сала - коровушка пала.

Ведущий: Давайте вспомним пасхальные приметы.

Детям раздаются 6 карточек, из которых нужно собрать 3 приметы.

Если пойдет дождь - … (весна дождливая будет)

На Пасху небо ясное и солнце играет - … (к хорошему урожаю и красному лету.)

На Пасху бросать и лить за окно нельзя - … (Христос под окнами ходит)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

Ведущий: На выставке яиц выберите те, которые, по-вашему, являются крашенками, крапанками и писанками.

Ведущий: А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома.

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня.

Игра “Покрути яйцо”

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру “Битки”

Игра “Битки”

Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

Ведущий: А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”

Игра “Прокати яйцо носом”

Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.

Ведущий: На Пасху кроме крашенок, куличей пекли булочки, прянички, похожие на птиц, их в народе называли “жаворонки”, потому что в этот день жаворонки действительно прилетали с юга. Печенье в виде птах раздаривалось в основном детям.

Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:

В чужбине свято соблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.

Ведущий: Давайте мы с вами представим, что в руках у нас птички, и мы их выпускаем.

Дети хором:

Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозябые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воришки-воробьишки!
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.

Ведущий: Хочется вспомнить такую красивую традицию: в первую пасхальную неделю все желающие могли поупражняться в колокольном звоне.

Прослушивание записи колокольного звона

Ведущий: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

8-й ребенок:

День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!

Занавес открыт. На заднем плане сцены – декорация – пейзаж с храмом. По правую сторону сцены установлен экран. По левую сторону сцены, вполоборота к экрану и зрителям – вокальный ансамбль

«Звонкая капель», чтецы.

Участники фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» и вокального ансамбля «Звонкая капель» сначала совсем тихо, затем чуть громче начинают петь «Христос воскрес».

Затем звучание становится тише.

(Чтецы первой группы читают стихи, на экране - слайды)

Чтец 1:

Христос воскрес! Опять с зарею

Редеет долгой ночи тень,

Опять зажегся над землею

Для новой жизни новый день.

Чтец 2:

Еще чернеют чащи бора;

Еще в тени его сырой.

Как зеркала, стоят озера

И дышат свежестью ночной;

Чтец 3:

Еще в синеющих долинах

Плывут туманы... Но смотри:

Уже горят на горных льдинах

Лучи огнистые зари!

Чтец 4:

Они в выси пока сияют.

И непорочна красота.

Чтец 5:

Но, с каждым часом приближаясь

Из-за алеющих вершин,

Они заблещут, разгораясь,

И в тьму лесов, и в глубь долин;

Чтец 6:

Они взойдут в красе желанной

И возвестят с высот небес,

Что день настал обетованный,

Что Бог воистину воскрес!

(Чтецы второй группы читают стихи)

Чтец 1:

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

Чтец 2:

С полей уж снят покров снегов,

И реки рвутся из оков,

И зеленеет ближний лес...

Христос воскрес! Христос воскрес!

Чтец 3:

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идет, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Чтец 4:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Сияет солнышко с небес!

Зазеленел уж темный лес,

Христос воистину воскрес!

Чтец 5:

Пришла весна - пора чудес,

Журчит родник - Христос воскрес!

Светлее в мире нет словес –

"Воистину Христос воскрес!"

(Участники фольклорно-инструментальной студии «Ладушки» и вокального ансамбля «Звонкая капель» заканчивают петь.

На сцену выходят ведущие)

Ведущий 1: Дорогие ребята и гости нашего праздника! Сегодня мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.

Ведущий 2: На нашем празднике присутствует протоиерей отец Георгий.

(выступление)

Ведущий 2: Ребята, а знаете ли вы, что означает слово "Пасха"? Какова история праздника? Сегодня мы вам расскажем об этом.

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово «Пасха» пришло к нам из греческого языка и означает «прехождение», «избавление».

Ведущий 3: День Воскресения Христова - самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха - это праздник праздников!

Ведущий 4: Как же праздновать Пасху?

К празднованию Пасхи нужно готовиться заранее. Церковь готовит верующих к самому главному празднику семинедельным постом - временем покаяния и духовного очищения. Пасхальную радость невозможно пережить во всей полноте, не постившись, хотя бы и не так строго, как предписывают монашеские правила. Если вы пробовали поститься перед Пасхой, то сами можете подтвердить это.

(во время выступления ведущих на экране демонстрируются слайды)

Ведущий 1: Празднование Пасхи начинается с участия в пасхальном Богослужении. Оно совершенно особенное, отличающееся от обычных церковных служб, очень «легкое» и радостное. В православных храмах, как правило, пасхальная служба начинается ровно в полночь, но лучше прийти в храм заранее, чтобы не оказаться за его порогом - большинство церквей в пасхальную ночь переполнены. На пасхальной литургии все верующие стараются обязательно причаститься Тела и Крови Христовых. А после того, как окончится служба, верующие «христосуются» - приветствуют друг друга целованием и словами «Христос воскресе!»

Ведущий 2: Придя домой, а иногда прямо в храме, устраивают пасхальный пир. В течение пасхальной недели во всех церквах, как правило, разрешается любому желающему звонить в колокола. Празднование Пасхи продолжается сорок дней - ровно столько, сколько Христос являлся Своим ученикам после Воскресения.

Ведущий 3: В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что одним из них мог быть сам Иисус.

На сороковой день Иисус Христос вознесся к Богу Отцу. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе - самой торжественной - ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры.

Ведущий 4: Пасха не имеет конкретной календарной даты, но празднуется всегда в воскресенье, которое наступило после первого новолуния, следующего за весенним равноденствием. К великому празднику Пасхи верующие готовятся очень серьезно: в течение 40 дней длится Великий пост, во время которого следует отказаться от многих земных благ, например отказ от пищи животного происхождения. Неделя Великого поста до Пасхи носит название Страстная седмица, а последние дни Страстной недели наиболее насыщены подготовкой к Пасхе.

Ведущий 1: Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время.

В Чистый четверг (четверг накануне Пасхи) принято очищаться духовно и физически. В этот день нужно окончательно избавиться от негативных мыслей. Принято в этот день очищать свое тело и жилище. Начиная с Чистого четверга можно готовить угощение к Пасхе: красить яйца, печь куличи.

Ведущий 2: Страстная пятница - день казни Иисуса Христа - день, когда постящиеся вообще ничего не едят, а любая подготовка к празднованию Пасхи строго запрещена.

На следующий день, в Великую субботу, продолжают все приготовления к Пасхе: красят яйца, пекут пироги, готовят пасхальное угощение. Все должно быть готово до полуночи, когда в храмах начинается пасхальное богослужение.

Ведущий 3: В 12 часов колокольный звон оповещает о начале богослужения в честь праздника Пасхи, которое сопровождается крестным ходом и последующим освещением продуктов.

Традиционно на Пасху красят яйца, пекут куличи, готовят пасху. Крашеные яйца, как и сам праздник Пасхи, символизирует перерождение, победу живого над мертвым.

Ведущий 4: На Пасху принято красить яйца разными красками, но среди разноцветных яиц центральное место принадлежит ярким красным яйцам. Почему? История сохранила нам такое предание:

После воскресения Иисуса Христа ученики его и последователи разошлись по разным странам, повсюду возвещая радостную весть о том, что больше не надо бояться смерти. Ее победил Христос, Спаситель мира. Он воскрес Сам и воскресит каждого, кто поверит Ему и будет любить людей также, как любил Он.

Ведущий 1: Мария Магдалина дерзнула прийти с этой вестью к самому римскому императору Тиберию. Так как к императору не принято было приходить без подарков, а Мария ничего не имела, она пришла с простым куриным яйцом. Конечно, выбрала она яйцо со смыслом. Яйцо всегда было символом жизни: в крепкой скорлупе находится скрытая от глаз жизнь, которая в свой час вырвется из известкового плена в виде маленького желтого цыпленочка.

Ведущий 2: Но когда Мария стала говорить Тиберию о том, что Иисус Христос также вырвался из смертельных оков и воскрес, император только рассмеялся: «Это также невозможно, как твоему белому яйцу превратиться в красное». И не успел Тиберий закончить фразу, как яйцо в руках Марии Магдалины стало совершенно красным, как бы символизируя Кровь, пролитую Христом. Христос воскрес!(Поет вокальный ансамбль «Звонкая капель». Музыка усиливается, затем затихает. На экране - пейзажи с храмами,

лик Спасителя)

(чтецы первой группы читают стихи)

Чтец 1:

Христос воскрес! Он, Царь миров,

Царей могучих Повелитель,

Он - весь смиренье, весь - любовь,

За грешный мир святую кровь

Пролил как ангел - искупитель!

Чтец 2:

Христос воскрес! Он людям дал

Завет святого всепрощенья,

Он падшим милость даровал

И за святые убежденья

Велел страдать, как сам страдал!

Чтец 3:

Христос воскрес! Он возвестил,

Что на земле все люди - братья,

Он мир любовью обновил,

Он на кресте врагов простил,

И нам открыл свои объятья!

Чтец 4:

Христос воскрес! Христос воскрес!

Пусть эти радостные звуки,

Как пенье ангелов с небес

Рассеют злобу, скорби, муки!

Соединим все братски руки,

Обнимем всех! Христос воскрес!

(чтецы второй группы читают стихи)

Чтец 1:

Христос воскрес! - всего два слова,

Но благодати сколько в них!

Мы Неземным блаженством снова

Озарены в сердцах твоих.

Чтец 2:

Забыты скорби и страданья,

Забыты горе и нужда,

Умолкли стоны и роптанья,

Исчезли зависть и вражда...

Чтец 3:

Христос воскрес! В любви лучах

Исчезнет скорби мрачный холод,

Пусть радость царствует в сердцах

И тех, кто стар, и тех, кто молод!

Чтец 4:

Заветом благостных Небес

Звучит нам песня Воскресенья, -

Христос воскрес!

Христос воскрес!

(Участники фольклорно-инструментальной студии и вокального ансамбля поют праздничные песнопения.

Ведущий 1: Итак, Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.

Ведущий 2: Пасха, день Воскресения Христова - самый главный праздник Православной Церкви. Именно в нем заключается основной смысл Православной веры - сам Бог стал человеком, умер за нас и, воскреснув, избавил людей от власти смерти и греха. Пасха - это праздник праздников!

Ведущий 2: Пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!

(звучит колокольный звон, поют участники фольклорно-инструментальной студии и вокального ансамбля)

Печатается по книге

Организационно-методическое обеспечение деятельности в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодежи регионов Центрального федерального округа: сборник материалов / сост.: Глазкова Т.Н., Кондратюк С.В., Рыбина Н.Я. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2013

Внеклассное мероприятие в группе продлённого дня «Праздник Светлой Пасхи». Конспект

Варенцова Вера Анатольевна, воспитатель группы продлённого дня МБОУ «Корниловская СОШ»
Описание материала: Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается конспект внеклассного мероприятия «Праздник Светлой Пасхи». Данный материал может быть полезен педагогам начальной школы и дошкольных учреждений.
Цель: Знакомство с историей и традициями празднования Пасхи.
Задачи:
выявить и расширить знания детей о празднике Пасха;
способствовать формированию комплексных представлений о христианском празднике Пасха;
пробудить эмоциональную отзывчивость, интерес к православной культуре.
Оборудование: презентация, крашеные яйца для игр, пять маленьких колокольчиков, поздравительные открытки, пасхальный стол с самоваром и вербами.
Форма организации работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы работы: наглядный, словесный, практический, репродуктивный.
Ожидаемые результаты:
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
Регулятивные: умение определить тему и цель деятельности на занятии совместно с воспитателем.
Личностные: познавательный интерес к изучаемому материалу; мотивация к целенаправленной познавательной и практической деятельности.

Ход мероприятия

1. Актуализация знаний.
Дети, я называю несколько слов, ваша задача определить, что их объединяет – кулич, свеча, яйцо, творог. (Эти слова связаны с празднованием Пасхи)
-Может быть, вы уже знаете, что означают эти слова? (Слайд 1)
-Покажите пасху и кулич.
-Что вы знаете о празднике Пасха?
-Хотите узнать больше?
-Как назовём наше мероприятие? Какую поставим цель? (Слайд 2)


2. Из истории праздника.
а) Нет для христиан праздника радостнее, чем Пасха, потому что это праздник, посвящённый воскресению Иисуса Христа. В Иерусалиме Иисус Христос был распят на кресте, но на третий день после смерти Он воскрес из мёртвых. «Праздник праздников» - так называют Пасху православные. (Слайд 3)

Б) Вечером перед Пасхой все отправлялись в храм, где всю ночь шла большая служба. Она так и называется – всенощное бдение. «Бдение» - от глагола «бдить»: быть внимательным, не спать. Вместе с родителями не спали в эту священную ночь и дети, их тоже брали в храм на праздник, даже самых маленьких. (Слайд 4)

В) В эту ночь обязательно происходил крестный ход: впереди священник с крестом, а за ним дети и взрослые с зажженными свечами, выходили на улицу и с молитвами и пением псалмов обходили вокруг храма. Ведь Сын Божий Иисус Христос рождён от света и принёс людям свет. Так люди подтверждали свою верность Христу-свету: тысячи и тысячи маленьких огоньков зажигались по Руси в весенней пасхальной ночи. (Слайд 5)

Посмотрите, дети, как проходит в церкви освещение пасхальных куличей, пасок и яиц. (Слайд 6)

Г) А после службы, усталые, но радостные, люди расходились по домам. «Христос воскресе!» - радостно говорят они друг другу и «христосуются» - обмениваются поцелуями и крашеными яйцами. Первое полученное яйцо считалось священным, и его сохраняли целый год. (Слайд 7)

Д) Но прежде чем лечь спать, наши предки садились за стол. Ведь в пасхальную ночь кончался Великий пост, во время которого нельзя есть мясного, рыбного, молочного, – теперь же можно есть всё, что захочешь. А потому дома всех ждали накрытые столы. (Слайд 7)
Кроме яиц, к Пасхе обязательно готовили творожные пасхи и пекли куличи, на которых горели свечи. По тому, как удался хозяйке кулич, судили о будущем: если поднялся, всё будет хорошо, а если корка растрескалась – жди неприятностей. (Слайд 8)

Е) После пасхальной трапезы и короткого сна начинались народные гулянья, которые длились неделю, и вся эта неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. (Слайд 9)

Ж) В России Пасху ещё называли Велик день, Светлый день. Этот праздник символизирует победу добра над злом, жизни над смертью. У крестьян существовало поверье, что на Пасху солнце играет. И многие старались подкараулить это мгновение. Молодёжь взбиралась на крыши, чтобы встретить солнышко. (Слайд 10)


Даже дети обращались к солнцу с песенкой:
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, покатись,
Красное, нарядись!

З) Дети выходят исполнить песенку солнцу. Проговаривают выразительно слова песенки, выполняя соответствующие движения. (Слайд 11)

И) На Пасху повсюду разрешается звонить в колокола, поэтому звучит беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. Вот как описывает это событие русский поэт Сергей Есенин:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздаётся
Голос по лесам. (Слайд 12)
к) Звучит фонограмма колокольного звона. (Слайд 13)

Л) Дети берут маленькие колокольчики и стараются красиво звонить. Исполняют звон несколько групп, выбирают лучших.

М) Пасхи не бывало без качелей. Почти в каждом дворе устраивались качели для детей, а на главной площади заранее вкапывались столбы, навешивались веревки, прикреплялись доски - возводились общественные качели и карусели. Верили люди: чем больше и выше качаешься в праздник, тем счастливее и успешнее будет год, тем лучше будет урожай. (Слайд 14)

Н) Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. (Слайд 15)


-Какие из них вы знаете? (В чистый четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, творожных пасок. Сам праздник начинается с торжественного богослужения.)

3. Игры. (Слайд 16)


Пасхальным развлечением были игры с крашеными яйцами. Давайте и мы с вами поиграем.
а) «Пасхальный керлинг» (Слайд 17)
В нарисованном кругу, в центре, помещено белое яйцо. Каждому игроку дается яйцо. По цвету яйца у всех разные. Игроки с одинакового расстояния подкатывают свое яйцо как можно ближе к белому яйцу, находящемуся в центре, но стараются не задеть его своим яйцом. Победителем становится тот, чье яйцо оказалось ближе к белому.
б) «Переноска крашенок» (Слайд 18)
Все участники разбиваются на две команды. Играющие должны добежать до назначенного места и вернуться назад, передав ложку с яйцом следующему игроку. Выигрывает команда быстрее и качественнее выполнившая задание.
в) «Бой крашенками» (Слайд 19)
На Пасху принято «биться яйцами», стукать тупым или острым концом сваренного крашеного яйца в яйцо соперника. Выиграет тот, чье яйцо не треснуло. Проигравший отдает свое яйцо победителю.

4. Рефлексия.
-О каком празднике мы с вами сегодня говорили?
-Что вы нового узнали об этом празднике?
-Что вам запомнилось?

5. Итоги.
Звучит стихотворение и песня о Пасхе. (Слайд 20)


Всем участникам вручаются пасхальные открытки
-Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью.
Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой. (Слайд 21)


Используемая литература:
Классные часы. 2 класс /Авт.-сост. Т.Н. Максимова. – М.: ВАКО. 2013. – 272 с.
Праздники на Руси. / М.В. Межиева. – М.: Белый город. 2012. – 48 с.
 


Читайте:



Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии на 23 февраля для взрослых, для студентов, для корпоратива, для дома Официально праздник называется «День Защитников Отечества», но...

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сегодня принято включать развлекательную программу в большинство мероприятий, но сценарии чаще ориентированы на младшие и средние Интересно...

Что можно и что нельзя перед причастием?

Что можно и что нельзя перед причастием?

Каждый, кто называет себя православным, должен по крайней мере раз в год проходить таинство евхаристии. Она символизирует единение паствы со...

Всемирный день правовой помощи детям

Всемирный день правовой помощи детям

1 июня в РФ отмечают один из самых светлых и добрых праздников - День защиты детей. Первый день лета обычно вызывает у детишек радость, улыбки и...

feed-image RSS