Главная - Подарки на праздники
Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников Формирование у детей навыков безопасного поведения

Формирование навыков безопасности поведения детей Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о несчастных случаях, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского травматизма в дошкольном учреждении. Поэтому необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно.Эти правила следует подробно разъяснять детям, затем следить за их выполнением, так как, я подчеркиваю, безопасность это и стиль жизни, и адекватное поведение в неожиданных ситуациях. Воспитание безопасности непрерывный, систематический и последвательный процесс, начинающийся с раннего возраста. Совершенно очевидно: чем раньше дети получат сведения о том, как должен вести себя человек на улице и во дворе, тем меньше станет несчастных случаев. Эту задачу призваны решать как родители, так и педагоги дошкольных образовательных учреждений. Для формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать воспитательно-образовательную систему, включающею все видыдеятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально-ритмическую. Таким образом, мы ставим цель: знакомство дошкольников с правилами и нормами безопасного поведения. Для реализации поставленной цели выделяем следующие задачи: Развивать у детей самостоятельность и ответственность Создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения на дороге Воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения в различных ситуациях на дороге Формировать представления дошкольника о безопасности поведения в различных дорожных ситуациях Учить детей регулировать свои поведенческие реакции Эфективность реализации поставленных задач, во многом зависит от содержания предметно-развивающей среды, созданной в дошкольном учреждении Предметно-развивающая среда включает в себя:

  • уголки безопасности в группах
  • информационные уголки для родителей
  • позновательно-агитационные материалы
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых
  • организованную деятельность детей- занятия,экскурсии
  • совместную деятельность взрослых и детей- беседы,чтение, драматизация сказок
  • свободную, самостоятельную деятельность детей – сюжетно-ролевые игры
Проблему, связанную с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому в вопросах воспитания безопасности поведения детей важно обеспечить преемственность между детским садом и семьей Эфективной формой работы по предупреждению детского травматизма и обучению правилам безопасного поведения является тесное сотрудничество с инспектором мчс. Инспекторы проводят занятия с детьми, выступают на родительских собраниях, на педсоветах Несчасных случаев на дороге будет значительно меньше, если взрослые не оставят детей без присмотра на улице, дома, во дворе. Если ребенок сталкивается в своей жизни с реальной опасностью, то он должен обратиться за помощью к взрослым. От взрослых дети получают самую действенную поддержку. Спасибо за внимание

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно кататься на велосипеде, объяснять, как надо вести себя во дворе, на улице. Нужно формировать у детей навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представления о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.

Особенно внимательно нужно относиться к детям подготовительной группы, ведь они – будущие школьники, которым совсем скоро придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира, а так же сталкиваться с потенциально опасными для человека и окружающего мира природы ситуациями. В процессе освоения образовательной области «Безопасность» дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Работа по обучению основам безопасности жизнедеятельности должна проводится систематически. Для того чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. И еще одно важное требование: детям недостаточно теоретических знаний, они должны применять их на практике.
Учитывая, что большую часть времени дошкольники проводят вне дома, главная роль в обучении дошкольников основам безопасной жизнедеятельности принадлежит воспитателям дошкольных образовательных учреждений.
Работая с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности, следует учитывать, прежде всего, возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей. Стараться вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности, избегая морализации, путем познания, а не запретов.
Обеспечивать активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в окружающей среде.
Стараться внушить, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами.

Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников является достаточно актуальной проблемой современного общества. Основной целью является воспитание у дошкольников ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности. В старшем дошкольном возрасте должны быть следующие направления в работе:

1. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
2. Противопожарная безопасность.
3. Безопасность в быту.
4. Безопасность в природе.
Предметно-развивающая среда должна включать: уголок безопасности, дидактические игры, настольно-печатные игры, иллюстрированный материал, познавательную литературу для детей в книжном уголке, наглядную информацию для родителей .
В работе по воспитанию навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста необходимо использовать несколько методов обучения.
1. Метод наглядного обучения. Он эффективен для закрепления представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушений.
2. Игровой метод. Настольно – печатные игры, дидактические игры, сюжетно ролевые игры, подвижные игры.
3. Словесный метод. Обсуждение и рассматривание с детьми наиболее типичных и опасных ситуаций. Воспитывать аккуратность, объясняя, что порядок в группе и дома - не только для чистоты, но и для безопасности.
Изучать предметы домашнего быта, которые являются источниками потенциальной опасности для детей. Для предупреждения опасных ситуаций знакомиться с основной группой пожароопасных предметов.
4. Активный метод. Физическая подготовка ребёнка – один из основных факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Это всё выполняется на физкультурных занятиях, в подвижных играх, на прогулках, различных гимнастиках.
Реализация образовательной области «Безопасность» может осуществляется в разных формах работы:
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов; индивидуальная работа с детьми, игровые упражнения, объяснение, напоминание, показ, ролевые игры, беседы, наблюдения на прогулке, создание проблемных ситуаций;
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности: беседы, объяснение, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, продуктивные виды деятельности, творческие задания, тематические досуги, ситуативное обучение, упражнения;
самостоятельная деятельность детей: продуктивные виды деятельности, настольно-печатные игры, дидактические игры, рассматривание иллюстраций, самообслуживание;
взаимодействие с семьями детей: творческие задания, беседа, консультации, открытые просмотры, совместные игры, тематические досуги, наглядно-просветительская работа.

з алогом успешности по формированию у дошкольников безопасного поведения в окружающем мире может стать использование инновационных методов, разнообразных по содержанию и форме. Можно использовать в работе следующие виды деятельности: проведение КВН, викторин, весёлых занятий, литературных викторин, разгадывание кроссвордов, сканвордов, чайнвордов, ребусов, загадок, перевёртышей, заучивание считалок, скороговорок, стихотворений из серии «безопасность в рифмах».

В работе необходимо использовать произведения художественной литературы, которые дети могут читать самостоятельно. Дошкольникам проще запомнить жизненно важные ситуации если они зарифмованы. Например стихотворение С.Маршака «Мяч»

Для развития логического мышления у детей и закрепления знаний по безопасности жизнедеятельности, можно использовать в работе кроссворды, сканв орды, чайнворды. При этом возникает ситуация непринуждённого игрового общения на серьёзные темы. Если у детей возникают трудности с ответом на тот или иной вопрос, всегда есть возможность для игровой подсказки, например: «Ребята, слова которые нужно угадать, начинаются на букву…».

В работе с детьми по безопасности жизнедеятельности необходимо также составлять ребусы, которые представляют собой комбинацию рисунков, букв, и других изображений. Дети с удовольствием отгадывают слова, которые зашифрованы в ребусах.
Интеллектуальные игры, кроссворды, загадки, ребусы, способствуют развитию у детей старшего дошкольного возраста смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.

Формирование навыков безопасного поведения дошкольников посредством моделирования игровых ситуаций.

Период дошкольного детства у детей характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любопытностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.

СЛАЙД 3

Эффективным способом обучения навыкам безопасного поведения является метод моделирования.

СЛАЙД 4

Метод содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации .

СЛАЙД 5

Особенность данного метода заключается и в том, что он является связующим звеном между содержанием знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Важно учитывать специальные условия реализации метода моделирования игровых ситуаций:

    использование макета обстановки или специально сконструированной предметно-игровой среды в групповой комнате;

    предварительное разыгрывание ситуаций воспитателем (показ кукольных представлений) с постепенным вовлечением детей;

    введение значимой для дошкольников мотивации деятельности;

    «появление» препятствий или особых условий в процессе осуществления игровой деятельности;

    поддержание адекватного эмоционального фона.

Научившись поступать в имитированных игровых ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные к реальности. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчивать каждое занятие следует позитивно. В тоже время не следует превращать тренинг в веселую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьезно.

СЛАЙД 6

Основное содержание строится по специально разработанным направлениям из книги Берегиня «Опасности дома», «Опасная дорога», «Как стать не жертвой», «Игры могут быть опасными», «Безопасность в природе». В соответствии с данными направлениями нами предложен перспективный план с тематикой игровых ситуаций, которая позволяет нам сформировать у детей широкий круг знаний и навыков.

Игровые занятия мы проводим во II половине дня в рамках деятельности по интересам. Например, такие ситуации как, «Школа светофорных наук», «Катаемся на роликах и велосипедах», «Перекресток», «Путешествие за город», «Как пешеходы и водители поделили улицу», «Во дворе» позволяют сформировать у детей навык грамотного поведения на дороге, развивают представления о причинно-следственных связях возникновения опасных ситуаций. Объясняя правила дорожного движения, рассказываем детям, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города, как следует переходить дорогу, знакомим их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»).

СЛАЙД 7

Игровые ситуации «В парке», «Ядовитые растения», «Собака – друг человека», «Сбор грибов и ягод», «Съедобное – несъедобное» помогают вводить детей в прекрасный и неповторимый мир природы, дети учатся ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда). Дошкольники знакомятся с представителями региональной флоры и фауны, при этом, объясняем, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Большинство детей считает, что опасными являются люди с неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают, что опасность представляют, прежде всего, мужчины («дядя с бородой»), а молодые, хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки или юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой . Ситуации «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец в группе», «Незнакомец звонит по телефону», «Потерялся в городе», «Защити себя сам» учат детей действовать в подобной ситуации. Нами рассмотрены и обсуждены возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого, например, хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение. Необходимо объяснить детям, как следует вести себя в подобных ситуациях: громко кричать, призывая на помощь и привлекать внимание окружающих: «На помощь, помогите, чужой человек!»

СЛАЙД 8

Возможно использование сказок с животными: «Три поросенка», «Кот, петух и лиса». Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома. Целесообразно разыграть разнообразные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми.

СЛАЙД 9

В ходе специальных игровых ситуаций говорим детям, что предметы домашнего быта, также могут являться источниками опасности. Обращаем внимание дошколят на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы. Подобранные игры позволяют нам обучить детей правильному поведению в экстремальных ситуациях в быту, например, во время возгорания, задымления и ознакомить детей с алгоритмом действий. Это такие игры, как «Пожарная тревога», «Из группы исчезли все стулья», «Мы – спасатели», «Как вызвать пожарных, скорую помощь, милицию?». О бучение пользованию телефоном для вызова пожарных, «скорой помощи», милиции требует работы по профилактике ложных вызовов. Следует учесть, что игра с телефоном существенно отличается от реальной ситуации: в настоящем телефонном разговоре ребенок не видит партнера по общению, а тембр голоса в телефонной трубке отличается непривычным своеобразием. Поэтому умение пользоваться настоящим телефоном может возникнуть и закрепиться в процессе специальной игры, проведение которой можно поручить родителям, объяснив им, какие проблемы могут возникнуть у ребенка. Необходимо объяснить детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни, залог жизненного успеха и привлекательности. Необходимо формировать у детей навыки личной гигиены. Рассказывая об устройстве и работе организма, обращаем внимание детей на его сложность и хрупкость, а также объясняем необходимость бережного отношения к своему телу, ухода за ним. Нужно уделить внимание эмоциональному благополучию дошкольников. Этому способствуют следующие ситуации «Как устроено тело человека», «Красота и здоровье», «Одежда и здоровье», «Отношение к больному», «Действия при кашле, чихании», «Все ли у тебя хорошо», «Чем ты огорчен?».

В качестве дополнительного материала мы включаем в работу использование литературных произведений: стихотворений, загадок, пословиц, их можно использовать на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

Предложенный перспективный план органически вписывается в педагогический процесс, организуемый в детском дошкольном учреждении.

В целом все реализуемые направления по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения подчинены тому, чтобы ребенок научился эффективно взаимодействовать и общаться с окружающим миром. После формирования безопасного поведения посредством моделирования игровых ситуаций, навык большинства детей в группе улучшился. Можно говорить о том, что произошли существенные изменения в уровне сформированности навыков безопасного поведения по таким показателям, как взаимодействие с людьми, поведение в помещении, здоровье, психоэмоциональная устойчивость и поведение на улице и на транспорте. В ходе проведенной работы мы определили необходимые условия, обеспечивающие, формирование навыков безопасного поведения: отбор доступного для детей материала, систематичность предусмотренных мероприятий, наглядно-дидактическая оснащенность, применение игровых форм работы с детьми, сотрудничество с родителями. Необходимо отметить, что моделирование игровых ситуаций является важным этапом освоения дошкольниками знаний и навыков безопасного поведения. Общение детей в игровых ситуациях, «проговаривание» правил поведения, имитация действий с потенциально опасными предметами дают возможность формировать опыт безопасности у детей. Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи образа жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни. Проживание ребенком смоделированной ситуации позволяет ему научиться самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения, выхода из сложной ситуации.

СЛАЙД 10 Человек не может по настоящему усовершенствоваться, если не помогает усовершенствоваться другим. Чарльз Диккенз

Творите сами,как нет детей без воображения, так нет и педагога без творческих порывов

СЛАЙД 11 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Перспективный план работы с детьми 6-7 лет по теме «Безопасность»

«Школа светофорных наук»

«Катаемся на роликах и велосипедах»

«В парке»

«Ядовитые растения»

1. показать причину дорожно-транспортных происшествий по вине пешеходов.

2. формировать умение правильно веси себя на дороге и в природе.

3. воспитывать бережное отношение к миру природы.

Октябрь

    «Перекресток»

    «Путешествие за город»

    «Собака – друг человека»

    «Незнакомец в группе»

1. учить соотносить свои действия с цветом светофора.

2. развивать представления о причинно-следственных связей возникновения опасных ситуаций.

3. воспитывать культуру поведения.

Ноябрь

    «Как вызвать милицию»

    «Как вызвать пожарных»

    «Как вызвать скорую помощь»

    «Пожарная тревога»

1.разучить с детьми алгоритм действий при вызове спецслужб.

2.формировать навык общения по телефону.

3. помочь сделать выводы о последствиях неправильного обращения с опасными предметами.

Декабрь

    «Незнакомец звонит в дверь»

    «Незнакомец звонит по телефону»

    «Дым в помещении»

    «Потерялся в детском саду»

1. учить детей действовать в опасной ситуации.

2. развивать навык набора номеров экстренных служб.

3. воспитывать стремление помочь ближнему человеку

Январь

    «Защити сам себя – 1».

    «Возгорание».

    «Как устроено тело человека»

    «Из группы исчезли все стулья»

1.отработать навык безопасного поведения детей в чрезвычайных ситуациях.

2. приобщать детей к здоровому образу жизни.

3. воспитывать умение детей находить выход из затруднительного положения.

Февраль

    «Красота человека и здоровье»

    «Одежда и здоровье»

    «Отношение к больному»

    «Плохо воспитателю. Что делать?»

1. формировать представления о ЗОЖ.

2.развивать навык действий в экстремальных ситуациях.

3. пробудить в детях чувство сострадания, стремление помочь больному человеку.

Март

    «Защити себя сам – 2»

    «Найди по описанию»

    «Чистим зубы»

    «Приглашение»

1.закрепить правила поведения при контакте с посторонними людьми.

2. развивать навык осторожного и уважительного поведения.

3.проанализировать конкретные ситуации.

Апрель

    «Как пешеходы и водители поделили улицу».

    «Во дворе»

    «Мы – спасатели»

    «Медбрат – медсестра»

1. учить переходить улицу, оказывать первую помощь.

2. формировать чувство долга.

3. воспитывать у детей необходимость соблюдения правил безопасного поведения.

Май

    «В городском транспорте»

    «Сбор грибов и ягод»

    «Съедобное – несъедобное»

    «Потерялся в городе»

1. закрепить правила этичного и безопасного поведения в транспорте и природе.

2.формировать у детей отношение к здоровью, как к ценности.

3. воспитывать внимание, осторожность.

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. Взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и жизненный опыт, вынуждены в современных условиях постоянно пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В этих особых условиях особую актуальность приобретает изучение предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

Курс этого предмета направлен на “формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим”. Таким образом, появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте.

Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Для дошкольных учреждений, в 1997 году вышла программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, авторами которой является Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина.

Результатом тщательного изучения мониторинга стала разработка перспективных планов, (приложение №1,2) включающие в себя следующие разделы:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • занятия,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Учитывая содержание программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, направленное на приобретение детьми не только теоретического, но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

В игровые занятия включались специальные тренинги для отработки защитных навыков поведения, разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения на улице, дома, с животными, в лесу.

Практические занятия включали в себя:

Работу с макетами;

Обучению пользованию телефоном

Учились, как правильно пользоваться ножницами, иглой;

Проводились опыты с лупой, землей, песком, водой;

Учились, как правильно пользоваться предметами быта;

Учились, как правильно оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах и порезах;

Изготовление плакатов по темам: “Пожарная безопасность”,”02, 03, 04”;

Проводились тренинги на тему, если встретился с незнакомцем.

Работа по “ОБЖ” предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов, игр, бесед, развлечений, экскурсий.

В процессе проведения режимных моментов мы старались формировать у детей навыки личной гигиены; обращали внимание на их самочувствие, внутренние ощущения в течение дня. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Некоторые игры нам пришлось изготавливать, например, “Лабиринты”, “Составь картинку”, “Безопасная дорога”. Для повышения уровня знаний проводили экскурсии: в музей, в экстренные службы города, на природу. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.

По каждому тематическому разделу нами проводилась определенная работа. При изучении раздела “Ребенок и другие люди”, мы рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. Многие считали, что люди не могут принести вреда. Учитывая результаты первичной диагностики, с детьми рассматривались типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Например, взрослый приглашает покататься на машине; взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо. Для закрепления пройденного материала предлагали детям игры – драматизации. Очень часто на помощь детям приходил Стобед (большая мягкая игрушка), и дети с удовольствием ему помогали. С детьми рассматривались и обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, ведет к машине), мы старались объяснить детям, что нужно делать в подобных ситуациях. С детьми отрабатывались защитные формы поведения. Большое внимание уделяли робким и застенчивым детям, чтобы они научились громко кричать, звать на помощь. После бесед с детьми выяснилось, что не все дети могут сказать “нет” подросткам, взрослым, детям, которые зовут на стройку, в подвал или на окраину города. Так, с детьми проводились специальные упражнения, чтобы научить говорить – нет, например, упражнение “Зеркало”. Дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. На эту тему также разыгрывались различные ситуации:

Ребенок дома один;

Ребенок дома с взрослыми;

Ребенок с друзьями.

Изучение тематических ситуаций подкреплялось знакомством со сказочными сюжетами, например, “Красная шапочка”, “Петушок – золотой гребешок”, “Волк и семеро козлят”.

Тематический раздел “Ребенок и природа” содержит очень большой объем, который должны усвоить дети. Занятия проводились с акцентом на богатейшую, красивую природу Башкортостана. Обязательным пунктом в работе было обучение детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, не бросать мусор в лесу и т.д.). Одновременно объясняли, что нужно помнить об опасностях, связанных с ядовитыми растениями или при контакте с животными. Для ознакомления детей с ядовитыми растениями, а также со съедобными ягодами и грибами, использовали иллюстрации, наглядные материалы. Закрепление знаний проходило с помощью дидактических игр: ”Съедобное – несъедобное”, ” Поле, лес, огород” и т.д. Проводились экскурсии в различное время года на водоем, где изучали не только растительность и насекомых водоема, но и правила поведения на воде; в сквер, парк, лес. В изучении различных правил экологической безопасности мы использовали стихи С.Я.Маршака, Усачева.

При ознакомлении детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, мы разделили эти предметы на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);
  • предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах.

Проводимая работа была построена на основе разделения предметов на три группы. Например, дети узнавали, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Объяснение этого материала дополнялось примерами из литературных произведений: “Кошкин дом” С.Маршака, “Неизвестный герой”. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. Проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.

В процессе реализации программы “ОБЖ” приоритетным направлением в нашей работе и работе дошкольного учреждения, есть и будет содержание раздела “Здоровье ребенка”. За основу мы взяли программу Лазаревой “Здравствуй”, Для эффективной работы мы скоординировали свои тематические занятия с валеологом и старались дать детям как можно больше знаний по разделу “Здоровье ребенка”. Мы объяснили детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Затем познакомили детей с тем, как устроено тело человека, его организм. На практических занятиях предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. Во время режимных моментов всегда обращали внимание детей на их самочувствие. В нашем детском саду используются разные формы организации двигательной активности: гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамические паузы, физкультурные праздники и дни здоровья. Чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни. Медицинские работники всегда рассказывали о значении и необходимости проведения разного рода мероприятий: дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии. В процессе формирования у детей навыков личной гигиены, подводили детей к тому, чтобы выполнение и соблюдение не являлось требованием взрослых, а становилось личной инициативой каждого ребенка. В нашем детском саду большое внимание уделяется не только физическому здоровью, но и психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей. Наша совместная работа с психологом по разделу “Эмоциональное благополучие ребенка”, тому обоснованное подтверждение. Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие – симптомы нормального детства. Нам, как воспитывающим детей, надо всегда помнить: дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы, это нужно учитывать и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. При помощи психолога, дети научились правильным способам выхода из конфликтных ситуаций. Достигнуто это было при помощи специальных игр, занятий. Для подведения итогов работы с детьми мы проводили итоговую диагностику. Результаты оказались хорошими. Просмотрев графическое изображение первичного и итогового мониторинга, мы убедились в том, что дети имеют хорошие знания по данным разделам. Работа с детьми в подготовительной группе осуществлялась по тому же принципу, что и с детьми в старшей группы. Отличительной чертой стало усложнение, предусматриваемое в наполнении содержания каждой из форм работ. В своей работе мы использовали принцип “Возрастной адресованности”. В течение этих лет мы вместе с детьми изучали науку безопасности. Это наука особая – она учит, как защитить себя, как помощь другим в трудную минуту. Мы не сомневаемся, что дети извлекут большую пользу из наших занятий, игр, бесед. В наши трудные времена мы не представляем себе лучшего качества у подрастающего поколения, чем внутреннее чувство защищенности и способности справиться с любой подстерегающей их опасностью.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по “ОБЖ”, но необходимо ее расширить и из безопасности перейти к Воспитанию культуры безопасности дошкольников.

Используемая литература:

  1. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Безопасность глазами ребенка”
  2. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  3. Е.А.Алябьева “Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”
  4. П.Статмен “Безопасность вашего ребенка”
  5. С.И.Семенака “Уроки добра”
  6. Журнал “Основы безопасности жизни” №8,9 – 05г., № 5,9 – 99г.

Галина Наумова
Формирование навыков безопасного поведения у дошкольников

Введение

Данная тема является актуальной, так как все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Ни для кого из нас не секрет, что безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице . И если в сложной ситуации при появлении опасности взрослого человека иногда выручает инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакций, то малыши, к сожалению, оказавшись в критической ситуации, не могут принять правильного решения, тем более, если они не знают правил уличного движения.

Дети дошкольного возраста - это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требуют от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.

Детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования. Поэтому с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению дома , на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Необходимо воспитывать в ребенке грамотного пешехода. Ведь практика показывает, что именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования устойчивых навыков и привычек . В этом должны принимать участие и родители и в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Основная часть

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта, увеличение скорости их движения, плотность транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах породили целый ряд проблем, одним из которых является дорожно-транспортные происшествия. Травматизм на дорогах - это проблема, которая беспокоит людей всех стран мира. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие - это трагедия, даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь.

В нашей стране ситуация с дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчёте на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, в 3 раза больше, чем в Италии. Количество дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10 тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии, и в 30 раз больше, чем в Италии.

По статистике чаще всего страдают дети-пешеходы. Они составили более половины (57,1%) всех пострадавших в ДТП детей.

Основными причинами наездов на юных участников дорожного движения являются :

Переход дороги в неустановленных местах (35-40%) ;

Переход дороги перед близко идущим транспортом (25-30%) ;

Переход дороги на запрещающий сигнал светофора (10-15%) ;

Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара (5-10%) .

Одним из основных факторов возникновения ДТП с участием детей – это связано с особенностями психофизиологического развития детей дошкольного возраста , такие как неустойчивость и быстрое истощение нервной системы, неспособность адекватно оценивать обстановку, быстрое образование и исчезновение условных рефлексов, преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, преобладание потребности в движении над осторожностью, стремление подражать взрослым, недостаток знаний об источниках опасности.

Следующий фактор – Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчёта на детей. Третий фактор - несоблюдение дошкольниками правил дорожной безопасности : невнимательность и недисциплинированность, неумение учитывать особенности окружающей обстановки, незнание Правил дорожного движения. В основном это происходит из-за недостаточно качественной подготовки детей в рамках дошкольных образовательных учреждений, начальной и средней школы - к ответственному и грамотному поведению на дороге . Еще одна немаловажная причина - это слабое влияние в профилактической работе родителей детей.

Проблема безопасности детей на дорогах волновала и волнует и государство и работников системы образования. Работа в этом направлении регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых и инструктивно-методических документов : Закон РФ «О безопасности дорожного движения , ст. 29, Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012гг.», Приказ Минпросвещения СССР от 09.11.71 г. №85 «О повышении роли дошкольных учреждений и школ в проведении воспитательной работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма», «Приказ Минобразования РФ №354 от 09.07.96 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России». Распоряжение Правительства РФ от 17.10.05. №1707 «О Концепции федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Правила дорожного движения РФ» (Утверждены постановлением Совета Министров-правительства РФ; изменения и дополнения введены с 01.01.2006, г. Москва, сборник «Дошкольное образование России в документах и материалах» (Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов) и др. В этих документах закреплены права и обязанности участников дорожного движения, рассмотрены правила поведения водителей и пешеходов, рассмотрены пути улучшения работы в данном направлении.

В последнее время в связи с актуальностью этой проблемы появилось очень много специальных программ по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дороге : «Безопасность » Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стёркиной (Спб.: Детство-Пресс 2008) ; «Как обеспечить безопасность дошкольников » К. Ю. Белой, В. Н. Зимониной, Л. А. Кондрикынской (М.: Просвещение, 2006) ; «Жизнь без опасностей» Л. П. Анастасовой; «Ребёнок на улице» Вдовиченко Л. Н. (Спб.: Детство, 2008, появились многочисленные методические разработки, например, «Занятия с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению ПДД» Вепренцовой Е. А. и т. д.

Всё это говорит о том, что проблема безопасности дошкольников на дороге существует, и её решение нельзя откладывать, и решение ее во многом зависит от четкой работы всех заинтересованных структур, от тесного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции и родителей с работниками образования, уровень квалификации которых определяет результативность воспитания дисциплинированных юных участников дорожного движения.

Свою работу по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников строю , останавливаясь на следующие педагогические принципы :

Индивидуальный подход, т. е. учет личностных возрастных особенностей детей.

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения .

Взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия . Дошкольники должны знать , какие последствия могут подстерегать их в окружающей среде.

Возрастная безопасность . С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Показать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

Социальная безопасность . Дети должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения .

Учитывая особую значимость работы в данном направлении и то обстоятельство, что детский сад является первой ступенью в системе непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей среде , этот учебно - воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Во-первых, наличие теоретической базы.

1. В. Любавский. Правила дорожного движения.

Учебно – методическое пособие. – М.: 1980г.

2. Дорожная безопасность : обучение и воспитание младшего школьника : Учебно – методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под. Общ. Ред. В. Н. Кирьянова – М.:Издательскимй Дом Третий Рим. 2005.

3. А. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду М.: ТЦ. Сфера. 2001г.»

4. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-7 лет- М.: ТЦ. Сфера, 2003г.

5. Три сигнала светофора. Дидактические игры, «сценарии вечеров досуга» Книга для воспитателя детского сада. Из опыта работы В. А. Добрякова, Н. В. Борисова, Т. А. Панина. С. А. Уклонская. Составитель Т. Ф. Саулина. – М.: Просвещение. 1989.

Во-вторых, ведущей педагогической идеей считаю необходимость проведения целенаправленной работы по формированию правил безопасного поведения в окружающей среде , развитие способностей выходить из сложных ситуаций, организованные формы обучения на занятиях, совместная деятельность взрослого и ребенка. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике, воспитывать дисциплинированность и культуру поведения в дорожно -транспортном процессе.

В-третьих, оптимальными и эффективными средствами в работе считаю проведение следующих мероприятий :

1. НОД по формированию навыков культуры безопасного поведения на улице , дома, в транспорте.

2. Беседы с использованием наглядно – иллюстративного материала.

3. Спортивные и музыкальные досуги.

4. Работа с родителями (беседы, консультации, папки – раскладушки, выступления на родительских собраниях).

В групповом помещении создан центр ОБЖ, где размещены :

Макет улицы, дорожные знаки.

Наглядный материал.

Транспорт различного назначения.

Настольно – печатные игры.

Дидактические игры.

Плакаты, иллюстрации, сюжетные картины, отражающие различные пожароопасные, дорожные ситуации.

Атрибуты для сюжетно – ролевых игр «Транспорт» .

Заключение

Все это позволяет мне решать задачи обучения детей безопасному поведению в окружающей среде , учитывая возрастные особенности детей и уровень их психологического и физического развития, воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно – транспортной среде.

Таким образом, в результате проведенной работы по ПДД дети дошкольного возраста станут грамотными, дисциплинированными пешеходами, участниками дорожного движения. У детей сформируются навыки безопасного поведения на дорогах . Они научатся применять полученные знания на практике и будут вести себя адекватно в любой дорожной ситуации, снизится процент ДТП с участием детей.

Литература

1. Антюхин Э., Сулла М. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности // Основы безопасности жизни . - 1997. - № 5. - С. 34-37.

2. Борисова Л. В. Методическое пособие для педагогов и детей по ПДД/ Л. В Борисова--- Наб. Челны,2006.

3. Лапшин В. И. Правила дорожного движения РФ. / В. И. Лапшин -М. «Транспорт» 1999 г

4. Мошкин В. Н. Закономерности воспитания культуры безопасности . // Основы безопасности жизни . - 2005. - N 7.

5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост . Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева, Л. Б. Полякова, А. Н. Фетодова. ; Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. - М.: ТЦ Сфера, 2006. -64с. – (вместе с детьми) .

6. Программа Воспитания и Обучения в Детском Саду

Издательство : Москва, Мозаика-Синтез 2005.

7. Стеркина Р. Б. - Основы безопасности детей дошкольного возраста

Издательство : Просвещение 1997.

8. Шорыгина Т. А. Беседа о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет. / Т. А. Шорыгина– М.: ТЦ Сфера, 2009.- 80с.

9. Юрянин И. П. Светофор/ И. П. Юрянин - М. Издательство «Детская литература» 1971 .

 


Читайте:



Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии праздника день защитника отечества для взрослых

Сценарии на 23 февраля для взрослых, для студентов, для корпоратива, для дома Официально праздник называется «День Защитников Отечества», но...

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сценарий ко дню пожилого человека с конкурсной программой

Сегодня принято включать развлекательную программу в большинство мероприятий, но сценарии чаще ориентированы на младшие и средние Интересно...

Что можно и что нельзя перед причастием?

Что можно и что нельзя перед причастием?

Каждый, кто называет себя православным, должен по крайней мере раз в год проходить таинство евхаристии. Она символизирует единение паствы со...

Всемирный день правовой помощи детям

Всемирный день правовой помощи детям

1 июня в РФ отмечают один из самых светлых и добрых праздников - День защиты детей. Первый день лета обычно вызывает у детишек радость, улыбки и...

feed-image RSS