Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сценарий праздника " в гостях у чая"
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
Реклама
Тема цветы в детском саду логопедическая группа. Конспект занятия «Садовые и полевые цветы. Логопед с мячом |
Тема: Цветы. Что это? Какие это цветы? Занятие 1 Задачи: расширение и активизация словаря по теме; развитие длительного ротового выдоха, умения контролировать силу воздушной струи; развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики; развитие фонематического восприятия. Оборудование: картинка «Волшебная полянка», предметные картинки с изображением цветов, счетные палочки, султанчики, колокольчик, бубен. Ход занятия 1.Организационный момент. Дыхательное упражнение «Тихий ветерок» Логопед дает образец длительного ротового выдоха, предваряя показ двустишием: Тише дуй, ветерок, Используются султанчики. 2.Уточнение лексики по теме Выставляется картинка с изображением полянки с цветами (маком, одуванчиком, васильком, ландышем, ромашкой, тюльпаном, колокольчиком). 3.Конструирование модели «Цветок» (из счетных палочек) Дети показывают называемые логопедом отдельные части цветка: 4.Дидактическая игра «Соберем цветы» Логопед раскладывает на полу картинки с изображением цветов и объясняет: когда, звенит колокольчик - дети гуляют по «полянке», а когда зазвенит бубен, то каждый ребенок должен «сорвать» цветок и назвать его (самостоятельно или при помощи логопеда). Занятие 2 Задачи: активизация предметного и глагольного словаря по теме; развитие фразовой речи; развитие длительного ротового выдоха; развитие мелкой и общей моторики. Оборудование: сюжетные картинки («Девочка сажает цветы», «Мальчик поливает цвет! «Дети собирают цветы»); бумажные или искусственные цветы. Ход занятия 1. Организационный момент. Пальчиковая гимнастика «Цветки» Наши алые цветки Локти на столе, кисти рук перпендикулярны крышке стол 2. Составление предложений по сюжетным картинкам (по образцу, данному логопедов Девочка сажает цветы. Мальчик поливает цветы. Дети собирают цветы. 3. Игра «Понюхаем цветы» 4. Игра на координацию речи с движением Дети имитируют движения в соответствии с текстом: Занятие 3 Задачи: развитие фразовой речи, закрепление предметного словаря по теме; практическое усвоение использования существительных в дательном падеже; согласование прилагательного с существительным в роде; закрепление основных цветов; развитие мелкой моторики, координации движений с речью. Оборудование: предметные картинки с изображением цветов (мака, одуванчика, ромашки, розы, василька, колокольчика), мозаика (по количеству детей). Ход занятия 1.Организационный момент. Дидактическая игра «Назови цветок» 2.Дидактическая игра «Угадай, про какой цветок я говорю» Красный... (мак). 3.Дидактическая игра «Собери и подари цветок» Каждый ребенок выбирает себе картинку с изображением цветка, выкладывает его из 4. Подвижная игра "Цветы " На клумбе под окошком Дети сидят на корточках лицом в круг, Занятие 4 Задачи: закрепление временных понятий; развитие словесно-логического мышления; обучение пересказу по зрительным опорам; закрепление названий основных цветов; «развитие общей моторики и ориентации в пространстве. Оборудование: картинки с изображением времен года, картинки для фланелеграфа (мак, машка, желтый одуванчик, черная полоска земли, бабочки - красная, белая, желтая, черная), бабочки (по числу детей), крупные цветы из листов картона. Ход занятия 1.Организационный момент У детей картинки с изображением разных времен года. Логопед последовательно напоминает детям приметы определенного времени года и спрашивает, у кого такая картинка 2.Прослушивание рассказа «Четыре бабочки» Логопед по ходу рассказа выставляет картинки на фланелеграфе (мак, ромашка, бель одуванчик; черная полоска земли; красная, белая, желтая и черная бабочки). Затем логопед беседует с детьми по содержанию рассказа. 3.Игра «Бабочки» На полу разложены цветы (из цветного картона). У детей бабочки (из цветного картона). После произнесенного логопедом текста дети сажают своих бабочек на цветы соответствующего им цвета: 4.Пересказ рассказа «Четыре бабочки» С помощью опорных картинок, выставляемых логопедом на фланелеграфе, дети пересказывают прослушанный рассказ. Коррекционно-образовательные цели. Продолжать активизировать и актуализировать словарь по теме «Ранняя весна. Первые весенние цветы». Совершенствовать грамматический строй речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Совершенствовать синтаксическую сторону речи (предложения с противопоставлением). Совершенствовать навык звукового анализа слов. Автоматизировать правильное произношение и дифференциацию звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ш, Ж. Коррекционно-развивающие цели. Развивать речевой слух, фонематические представления, зрительное восприятие и внимание, координацию речи с движением, артикуляционную и мелкую моторику. Воспитательные цели. Продолжать воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, активности, инициативности. Оборудование. Предметные картинки с изображением первых цветов, CD-проигрыватель с СD записью пьесы П. Чайковского «Подснежник», контейнер с фишками для звукового анализа, резиновый мяч среднего размера, изображение весенней поляны. Предварительная работа . Прослушивание пьесы Чайковского «Подснежник», беседа о растениях, занесённых в Красную книгу, на непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Ход НОД: 1. Организационный момент (слушание отрывка из пьесы П. Чайковского «Подснежник»). Логопед включает отрывок из пьесы, приветствует детей. Ребята, проходите к стульчикам, садитесь и внимательно послушайте музыку. (На магнитной доске картина с изображением поляны с подснежниками, на ковре закреплены подснежники. Логопед выключает музыку после нескольких минут звучания. ) Ребята, как называется пьеса, которая сейчас звучала? (Это пьеса Чайковского «Подснежник ».) Что вы представляли себе, когда слушали музыку? (Мы представляли себе, что мы попали на поляну, где растёт много подснежников. ) Какой подснежник вы представляли? (Нежный, хрупкий, изящный, с узкими, зелёными листиками и прекрасным белоснежным цветком. ) Появление подснежников – это примета какого времени года? (Это примета ранней весны.) О ранней весне и первых весенних цветах мы сегодня продолжим разговор. 2. Упражнение «Слушай внимательно». (Совершенствование грамматического строя речи (образование прилагательных с уменьшительными суффиксами). Итак, мы с вами попали на лесную поляну ранней весной. (Логопед обращает внимание детей на картину.) Но ребята, на поляне, кроме подснежников, растут ещё и другие цветы. (Логопед на липучки прикрепляет картинки других цветов на поляну.) А как вы думаете, почему? (Потому что весной появляются другие весенние цветы. Это тоже примета весны.) Рассмотрите картинки, вспомните названия изображённых на них цветов. А теперь назовите и скажите, какого они цвета. Название цвета должно прозвучать ласково.
Отлично! 3. Упражнение «Что лишнее?» (Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением). Ребята, посмотрите внимательно на весеннюю поляну и скажите, что бы вы ещё хотели добавить? (Солнышко.) А почему? (Потому, что весной оно начинает светить ярче и становится теплее.) Ребята, а ведь это одна из главных примет ранней весны. (Один ребёнок прикрепляет солнышко на картину.) А теперь я хочу проверить, хорошо ли вы знаете другие приметы ранней весны. Слушайте меня, определяйте, какая из примет лишняя, и объясняйте, почему. Следите за произношением звуков. * Тает снег, улетают в тёплые края перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины. (Ранней весной перелётные птицы не улетают в тёплые края, а прилетают к нам. ) *Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветаем мать-и мачеха. (Ранней весной сильные морозы уже е трещат, а бывают только заморозки. ) * Набухают почки, созревают яблоки, на проталинах появляется первая травка, грачи начинают строить гнёзда. (Яблоки созревают не ранней весной, а летом или осенью.) *С крыш свисают сосульки, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь. (Листья желтеют и опадают осенью, а не ранней весной.) *Пригревает ласковое солнышко, белка запасает орешки, бегут весёлые ручейки. Люди снимают тёплые шубы и шапки. (Белка запасает орехи не ранней весной, а осенью.) * Небо становится выше, блестят клейкие листочки, заяц меняет свою серую шубку на белую. (Заяц меняет серую шубку на белую зимой, а весной наоборот, меняет белую шубку на серую.) Молодцы! Вы были внимательными, исправили ошибки и дали объяснения. 4. Рассказывание стихотворений о весне . (Развитие общих речевых навыков ) И в подтверждение того, что вы хорошо знаете приметы весны, расскажите небольшие отрывки их стихотворений. Следите за произношением звуков. Рассказывайте чётко и выразительно. 1 - й ребёнок. Вот уж снег последний в поле тает, Тёплый пар восходит от земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А.Толстой 2 - ребёнок. Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. 3 - ребёнок. И всё засуетилось, Всё гонит зиму вон, - И жаворонки в небе Уж подняли трезвон. 4 - ребёнок. Весна, весна! Как высоко На крыльях ветерка. Ласкаясь к солнечным лучам, Летают облака! Е.Баратынский 5 -ребёнок Весна, весна! И всё ей радо. Как в забытьи каком стоишь. И слышишь свежий запах сада И тёплый запах тёплых крыш. 6 - ребёнок Кругом вода журчит, сверкает. Крик петухов звучит порой. А ветер мягкий и сырой Глаза тихонько закрывает. 5. Пальчиковая гимнастика «Дрозд-дроздок» . (Развитие общих речевых навыков, мелкой моторики) Ребята, вы сказали, что ранней весной птицы прилетают к нам. Вот и на нашу поляну прилетел дрозд. (Логопед прикрепляет дрозда ) Выйдем на поляну и выполним пальчиковую гимнастику «Дрозд-дроздок» (Логопед предлагает детям пройти на ковёр, встать и сделать знакомое упражнение .) Дружок ты мой, дрозд, Дети машут сложенными накрест ладонями, как крыльями. В крапинку хвост, Загибают по одному пальцу на обеих Носик – остренький, руках на каждую строку. Бочок – пёстренький, Перья – тонкие, Песни – звонкие. Весной распеваются, вновь машут сложенными накрест Зимой забываются. ладонями, как крыльями . 6. Штриховка. (Развитие мелкой моторики. ) А теперь вам предстоит выполнить ещё одно весеннее задание. Подойдите к столу, сядьте на свои стульчики. Посмотрите, какой цветок вы сегодня будете штриховать? (Крокус). Рассмотрите направление штрихов. Приступайте к работе, следите за посадкой. (Дети работают под пьесу «Подснежник».) Молодцы, аккуратно выполнили задание. 7. Упражнение «Составь схему» (Совершенствование навыков звукового анализа.) А теперь вернёмся на поляну, устроимся поудобнее. Повторите название весеннего цветка. (картинка крокуса) Произнесите слово и выполните его звуковой анализ. (1 ребёнок – называет все звуки в слове. 2 ребёнок – К – согл., тв., глух., 3 ребёнок – Р – согл., тв., зв., 4 ребёнок – О – гласн., ударный, 5 ребёнок – К – согл., тв., глух., 6 ребёнок – У – гласн., безуд., 7 ребёнок – С – согл., тв., глух.) А теперь выложите звуковую схему слова фишками. Сколько звуков? Сколько согласных? Сколько гласных? Вы справились с трудным заданием. Сложите фишки в контейнер. 8. Упражнение «Пары слов» (Автоматизация поставленных звуков, активизация словаря по теме «Первые весенние цветы», развитие общей моторики.) А теперь на весенней поляне мы поиграем с мячом в игру «Пары слов». Будем бросать пары слов друг другу. Вы вспоминаете название цветка, которое начинается с последнего звука произнесённого мною названия. Логопед Ребёнок Подснежник - крокус Прострел - ландыш Нарцисс - сальвия Тюльпан - ноготки Ноготки - ирис Василёк - колокольчик Молодцы! 9. Итог Ребята, вспомните задания, которые вы выполняли. (Ласково называли цвет у цветов.) Выбирали приметы осени. Рассказывали стихотворения. Выполняли пальчиковую гимнастику «Дрозд – дроздок». Штриховали. Составляли звуковую схему. Играли в игру «Пары слов») Назовите цветы, которые выросли на поляне весной. Какие это цветы? (Первые весенние.) Ребята, вам весна сама подарила по одному цветочку. А вы знаете, что цветы – это часть природы и мы с вами на улице просто будем ими любоваться. Вальдман Н.С., учитель-логопед. 1. Лексическая тема: "Цветы" 2. Грамматическая тема: Согласование существительных с числительными. 3. Логопедическая тема: Развитие фонематического анализа и синтеза. КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЦЕЛИ: 1. Развивать навыки фонематического анализа и синтеза слов; 2. Развивать навыки слогового анализа и синтеза слов; 3. Закреплять умение согласовывать существительные с числительными; 4. Развивать чёткость дикции, закреплять правильное произношение поставленных звуков; 5. Расширять и уточнять словарь детей по лексической теме "Цветы"; 6. Развивать мелкую и общую моторику у детей; 7. Развивать неречевые психические функции (слуховое, зрительное внимание, логическое мышление). КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания детей о цветах: полевых, садовых, первоцветах. КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ: 1. Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности и инициативности; 2. Стимулировать формирование интереса к учебной деятельности; 3. Воспитывать ответственное отношение к выполнению заданий. ОБОРУДОВАНИЕ: 1. Бабочка на магните с заданиями; 2. Картинки с изображениями полевых, садовых цветов, первоцветов. 3. Гусеницы (для фонематического разбора слова); 4. Вазы из бумаги; 5. Сюжетная картинка "На лугу"; 6. Вырезанные цветы. ХОД ЗАНЯТИЯ: I Организационный момент, активизация словарного запаса по теме "Цветы" Здравствуйте, ребята! Какое сейчас идет время года? (Дети отвечают полным предложением). Назовите весенние месяцы. Назовите, что вы видите на картине? (На лугу цветут цветы.) А какие бывают цветы? (Полевые, садовые и первоцветы) II Развитие грамматического строя речи, уточнение словаря по теме "Цветы" Ребята, посмотрите, к нам в группу залетела необычная бабочка. У неё есть для нас задание (взрослый читает задание). Поставьте цветы в вазы, корзину. В первую вазу посчитайте и поставьте садовые цветы, во вторую вазу - полевые цветы, в третью корзину - первоцветы. Букет первоцветов: 2 ландыша, 6 подснежников, 3 одуванчика, 5 фиалок. Букет садовых цветов: 2 лилии, 2 пиона, 5 гвоздик, 3 розы, 4 тюльпана, 5 ирисов, 1 нарцисс. Букет полевых цветов: 2 ромашки, 3 василька, 4 колокольчика, 3 клевера. III Развитие общей и мелкой моторики Ребята, бабочка принесла нам еще задание. Она спрашивает, знаете ли вы какую-нибудь физминутку про цветы? Раз, два, три - выросли цветы (дети маршируют на месте) К солнцу потянулись высоко, высоко! (тянут руки вверх) Цветам тепло и хорошо! (качают поднятыми руками) Колокольчики, ромашки! (Загибают пальцы на двух руках) Незабудки! Васильки! Босиком и без рубашки (шагают на месте) Ходим мы, плетём венки! (шагают на месте, имитируют плетение руками) IV Развитие слогового анализа и синтеза Игра "Поставим букеты в вазы". Ребята, к нам снова прилетела бабочка с заданием. Она просит опять поставить цветы в вазы. Но правило будет другое: в первую вазу (с цифрой 2) нужно поставить цветы, в названиях которых 2 слога, а во вторую вазу (с цифрой 3) - цветы, в названиях которых 3 слога. Не забывайте правило, сколько гласных в слове, столько и слогов! Роза - ромашка Пион - лилия Тюльпан - василёк Нарцисс - гвоздика Ирис - фиалка V Развитие общих речевых навыков (чёткость дикции, правильное произношение) Бабочка опять появилась с заданием (логопед читает). Бабочка спрашивает, знаете ли вы скороговорки про Посадила Лилия Вырастут у Розы Поливает тюльпаны На балконе лилии, В огороде розы, В палисаднике Оля Но забыли лилии, Розовые, красные, И на пальцах от лейки Видно, не полили их. Все цветочки разные! Появились мазоли. VI Развитие фонематического анализа и синтеза слова Ребята, посмотрите на букет цветов. Опять она принесла задание. Бабочка просит отгадать загадку. Пышный, круглый, как кочан, Головой нам покачал. Летом расцветает он, Замечательный... (ПИОН) Составьте схему слова ПИОН на гусеницах. Какой первый звук? Какой второй звук? какой третий звук? Какой последний звук? Сколько всего звуков? Сколько всего слогов в слове? Как ты догадался? (дети выкладывают схемы VII Подведение итогов 1. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями цветов (ландыш, мать-и-мачеха, астра, одуванчик, колокольчик, ромашка, подснежник, пион, гвоздика, нарцисс, тюльпан, ирис, гладиолус). Закрепить в словаре обобщающее понятие «цветы». Отметить особенности строения цветка: стебель, листья, лепестки. 2. Соедини цветы (первоцветы, полевые цветы, садовые цветы) с соответствующими букетами разноцветными линиями. 3. Упражнение «Назови ласково». Стебель — стебелек. Подснежник — ... Корень — ... Василек — ... Лист — ... Гвоздика — ... Лепесток — ... Тюльпан — ... Цветок — ... Ромашка — ... 4. Упражнение «Подбирай, называй, запоминай»: Закончи предложения словами-действиями. На клумбах цветы (что делают?) — растут, цветут, вянут... Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) — ... 5. Рассказать ребенку, что не все цветы можно рвать. Некоторые цветы (подснежник, ландыш, медуница) занесены в Красную Книгу. Они нуждаются в охране. 6. Букет цветов — замечательный подарок к любому празднику. Упражнение «Букет для мамы». Ваня и Таня, гуляя по лугу, собрали красивый букет для мамы. Раскрась букет и расскажи, из каких цветов дети его составили. 7. Послушай рассказ. Вставь в предложения пропущенные названия цветов. Принесли птицы на крыльях весну. От теплых солнечных лучей полянки оттаяли от снега, и на проталинках появились первые цветы — первоцветы:... В мае в лесу распустились..., а в парках и на клумбах расцвели весенние цветы: .... Скоро и лето подоспело. Рассыпало оно по лугам и по полям самые красивые цветы: И клумбы в парках уже украсили другие цветы — летние:.... Закончилось лето. Яркими красками раскрасила осень парки и сады. Распустились на клумбах.... Скоро придет зима. На улице станет морозно, снежным одеялом укроются леса, поля и сады. Но за зимой обязательно будет весна. И снова цветы начнут радовать нас своими яркими красками. 8. Упражнение «Путешествие пчелы». Рассмотри картинки. Дополни предложения предлогами (проследить за точностью употребления предлогов в речи). 9. Упражнение «Расскажи-ка»: Составь рассказ о любимом цветке по предложенному наглядному плану. Логопедические домашние задания для детей 5 — 7 лет с ОНР . Альбом 4 / Н . Э . Теремко ва . - М .: Издательство «ГНОМ и Д» , 2007. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Это воскресное Утро обязательно будет добрым!![]() |
Новое
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
- Готовый сценарий юбилея (60 лет женщине) с прикольными конкурсами