В пособии представлены планирование работы и конспекты занятий по ознакомлению с окружающим миром детей 6–7 лет на год. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного образования, а также студентам педагогических колледжей и вузов. Ольга Витальевна Дыбина - Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятий 1
Ольга Витальевна Дыбина Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе детского сада. Конспекты занятийВведениеДанное пособие поможет успешно организовать и провести работу по ознакомлению детей 6–7 лет с окружающим миром (предметным окружением и явлениями общественной жизни) в процессе занятий, игр-занятий, дидактических игр. Для того чтобы педагогам было легче планировать работу по данному разделу программы, ее содержание представлено темами. Каждая тема раскрыта: предлагается примерный ход занятия, игры-занятия или игры. Педагог может проявить при планировании занятий творчество, включить вариативные игровые, проблемные ситуации, что позволит сделать работу с детьми еще более успешной, значимой. Изучение каждой темы может завершаться игровым заданием (ребусы, загадки, рисунки-отгадки и т. д.). Игровые задания представлены в рабочей тетради (Дыбина О.В. Я узнаю мир: Рабочая тетрадь для детей 6–7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009). Особое внимание педагогам следует обратить на то, что при ознакомлении с окружающим миром нельзя: – ограничиваться только монологом-рассказом о предметах, явлениях действительности; необходимо включать в занятия как можно больше действий (посидеть на стуле, диване, надеть одежду и походить в ней, пригласить маму, угостить бабушку и т. д.); – перегружать детей большим количеством вопросов; – сводить организацию работы с детьми только к форме познавательных занятий. Ознакомление с окружающим миром необходимо строить в соответствии с психологическими особенностями детей, выбирая адекватные формы, средства, методы и приемы взаимодействия, чтобы сделать данный процесс более доступным и результативным. В подготовительной к школе группе ознакомление с окружающим миром проводится как в форме игр-занятий, так и в форме собственно дидактической игры, когда игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач является достижением цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру. Усложнения игры можно добиться разными методами: – включение путешествия в прошлое, настоящее и будущее разных предметов (в зависимости от возраста детей); – увеличение количества путешествий; – изменение числа команд и участников в каждой команде; – включение заданий на рисование предметов и т. д. Дидактические игры могут использоваться как в совместной деятельности детей и взрослого, так и в самостоятельной деятельности дошкольников, а также для стимулирования активности в процессе познания окружающего мира. Для детей подготовительной к школе группы обучающие задачи игр-экспериментов должны усложняться: от умения действовать самостоятельно в соответствии с заданным алгоритмом и получать результат к умению составлять алгоритм в соответствии с моделями; от умения определять, анализировать структуру, свойства, признаки, особенности взаимодействия признаков предмета к умению представлять их в системе взаимосвязей и взаимозависимостей (строение, функционирование, назначение, существование во времени и пространстве и т. д.).
Занятие по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной группы с ОНР «Государственная символика России» Программные задачи:
Закрепление и расширение знаний и представлений детей о нашей Родине, о государственной символике страны. Формирование простейших географических представлений о необъятной России. Формирование уважительного отношения к государственным символам России. Воспитывать любовь и уважение к Родине, к ее истории и культуре. Развивать грамматически правильную речь детей, обогащать и активизировать словарь. Материал:
Глобус, карта России, изображения символов государства (герба и флага, раздаточный материал для дидактических игр, аудиозапись гимна страны. Предварительная работа:
Чтение К. Ушинский «Наше Отечество», разучивание песен о России, пословиц и поговорок. Рассматривание глобуса, карты. Беседа о достопримечательностях столицы, рассматривание иллюстраций и фотографий.Ход занятия. Воспитатель приглашает детей с столу. Воспитатель.
Ребята, посмотрите, что у меня на столе? Кто из вас знает, что это такое? Правильно, это глобус – модель планеты Земля, на которой живем мы с вами и еще много-много других людей, а это географическая карта нашей страны – России. Словно крыша над землей, Голубые небеса. А под крышей голубой Реки, горы и леса. Океаны, пароходы, И поляны и цветы. Страны все и все народы, И конечно, я и ты. Кружит в небе голубом Наш огромный круглый дом. Под одной голубой Общей крышей мы живем. (В. Орлов) Воспитатель
. Посмотрите на глобус, сколько стран на Земле! Есть страны большие, есть маленькие. Ребята, а в какой стране живем мы с вами? Дети отвечают. Воспитатель.
Правильно, у нашей страны удивительное и красивое звучное имя – Россия Посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна (воспитатель показывает указкой границы страны, а затем дети сами показывают границы России). А какая Россия по величине? Дети. Большая, огромная. Воспитатель.
Правильно. На поезде пересечь нашу страну можно за несколько дней. Когда на одном конце нашей страны ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом – припекать солнышко. Вот такая большая страна. Воспитатель. Ребята, как вы понимаете словосочетание «родная страна»? Дети отвечают. Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правы. Потому родная, что в ней мы родились, в ней говорят на родном нам языке, в ней все для нас родные. Здесь жили наши прабабушки и прадедушки, наши родители и мы. А еще мы называем ее Матушкой – потому что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать она защищает и бережет нас от всяких врагов.
Воспитатель.
Россия – это государство. А кто из вас знает, как называется столица нашего государства? Дети отвечают. Воспитатель.
Верно, Москва. Ребята, а что вы можете рассказать о Москве? Дети отвечают. Воспитатель
. Да, ребята, Москва–самый большой в России и очень красивый город. Сердце Москвы–Красная площадь и древний Кремль. (Рассматривание картинок и иллюстраций). В Кремле работает наше правительство и президент. Президент–самый главный человек в нашей стране. А кто из вас знает, как зовут нашего президента? Дети отвечают. Воспитатель.
Правильно, Владимир Путин. У каждого государства, ребята есть свои отличительные знаки. Вы знаете их? Да, это герб, флаг и гимн. Правильно, есть они и у России. С одним из них вы уже знакомы. (Показывает флаг). У каждой страны есть свой флаг, не похожий на флаги других стран, у каждого свой цвет и рисунок. Ребята, а что вы можете рассказать о флаге России? Дети отвечают, называют цвета белый, синий, красный. Воспитатель.
Верно, это прямоугольное трехцветное полотенце. Три полоски флага – это неспроста: Белая полоска – мир и чистота, Синяя полоска – это цвет небес, Куполов нарядных, радости, чудес, Красная полоска – подвиги солдат, Что свою Отчизну от врагов хранят. Он страны великой самый главный знак – Доблестный трехцветный наш российский флаг! Воспитатель. Что напоминает вам белая полоса? Дети. Белоствольные березы, ромашки, облака, снег. Воспитатель. Верно, а еще она означает, что наше государство честно и дружелюбно относится к другим стран Воспитатель. А что означает синяя полоса? Дети. Реки, моря, озера, небо. Воспитатель
. Правильно, а еще она означает. Что Россия против войны. Что означает красная полоса? Дети. Огонь, тепло, солнце, любовь. Воспитатель
. Правильно, этот цвет говорит нам, что каждый россиянин готов защищать свою Родину от врагов. Ребята, а где и когда можно увидеть российский флаг? Дети отвечают. Верно, он развивается на государственных зданиях, вывешивается на домах в дни государственных праздников, его можно увидеть на военном параде и спортивных соревнованиях. Российский флаг – символ доблести и чести российского народа. Во все времена отношения граждан к своему флагу было очень уважительным. Воины, давая клятву верности Родине, целовали кончик флага, рискуя своей жизнью, выносили флаг с поля боя, чтобы он не достался врагу. Пальчиковая гимнастика. ФЛАЖОК.
Сложи-ка, дружок, Из пальцев флажок! Флажок мы возьмем, На праздник пойдем. Дидактическая игра «Сложи флаг» (из маленьких деталей) . Воспитатель. Молодцы, с заданием справились. Никто не ошибся. А сейчас предлагаю немного отдохнуть. Физкультминутка.
На параде, Как солдаты мы шагаем, ряд за рядом, Левой - раз, левой - раз, Посмотрите все на нас. Все захлопали в ладошки - Дружно, веселей! Застучали наши ножки Громче и быстрей! (Ходьба на месте.) Воспитатель
. Есть у нашей страны еще один государственный символ. Кто знает, что такое гимн? Правильно, гимн – это главная песня страны. Если флаг мы видим, то гимн слышим. Торжественная песня, славящая нашу Родину – Россию, звучит в особенных случаях, например при награждении победителей международных спортивных соревнований. Каждый день ровно в шесть часов утра гимн можно услышать по главному российскому радио. А кто знает, как надо слушать гимн? Дети отвечают. Воспитатель
Да, государственный гимн принято слушать стоя. При его исполнении мужчины и мальчики должны снять головные уборы. Тем самым граждане страны проявляют уважение к своей стране. В гимне поется о прошлом и будущем страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Музыку гимна написал композитором А. В. Александров, а слова поэт С. В. Михалков. Давайте и мы с вами послушаем гимн стоя. (прослушивание гимна) . Воспитатель
Ребята, а какой еще очень важный государственный символ России вы знаете? Верно, это герб России? Давайте его рассмотрим и попробуем описать. Герб-это особый отличительный знак государства. Герб России представляет собой темно-красный щит, на котором изображен золотой двуглавый орел с расправленными крыльями. Это не обычный, а волшебный орел – царь, повелитель всех птиц. У него две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть все, что происходит вокруг. На груди орла помещен герб Москвы. Ведь Москва – столица России. Это тоже темно-красный щит с изображением на нем всадника – Георгия Победоносца в серебряных доспехах. Он поражает копьем черного змея. Ужасный змей – это символ зла, поэтому герб России означает красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб можно увидеть на флагах, монетах, печатях, паспорте гражданина России, на пограничных столбах. - А теперь давайте поиграем и проверим, как вы запомнили изображение герба. Дидактическое упражнение «Сложи герб России».
(Выполняется методом наложения) . Воспитатель. Молодцы, вы с заданием справились Дыхательная гимнастика «Вырасти большой» И. п. : стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «ух-х-х»! Повторить 4-5 раз. Воспитатель
. Ребята вы сегодня узнали много нового, надеюсь, вам понравилось. На сегодняшнем занятии мы говорили с вами о нашей Родине – России. И мне очень хочется, чтобы вы когда вырастите, смогли сделать для своей страны много полезного, доброго, чтобы наша Отчизна стала еще красивее и лучше. А для этого надо очень сильно любить свою страну. Вы же любите свою страну. Дети отвечают. Да!
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим
миром в подготовительной группе «Пресмыкающиеся» Воспитатель ТурыгинаС.Б. Програмное содержание: Познакомить детей с пресмыкающимися животными; Уточнить, систематизировать и закрепить знания ребёнка о
пресмыкающихся животных; Формировать представления о внешнем виде и особенностях
жизни пресмыкающихся; Развивать активную речь детей: пресмыкающиеся (крокодил,
змея, ящерица, черепаха); пресмыкающееся - рептилия. Расширять
активный и пассивный словарь
Оборудование: презентация, раздаточный материал: «Дорисуй
картинку» - раскраски «Обведи по цифрам» (змея), раскраски «Обведи
по точкам» (черепаха, крокодил). Ход занятия. Организационный момент. 1 слайд
Воспитатель. Вы любите отгадывать загадки? (ответ ребёнка) Тогда отгадайте несколько загадок. 1. Он зеленый и ужасный, Он зубастый и опасный, Быстро плавает, ныряет, Страх повсюду нагоняет. Обитает в жарких странах, Как зовут его? Кто знает? (крокодил -2слайд) 2. Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел (змея - 3 слайд) 3.Бегает среди камней, Не угонишься за ней. Ухватил за хвост, но - ах! - Удрала, а хвост в руках. (ящерица - 4 слайд) 4. Тихо ходит над рекой, Носит дом всегда с собой. Кто же это в спецрубахе? Ну конечно... (черепаха - 5 слайд) А как этих животных можно назвать одним словом? (ответ). Своё название пресмыкающиеся получили за то, что передвигаются
они пресмыкаясь (ползая) по земле. Обычно у них четыре лапы, но они
лишь помогают передвижению тела, как подвижные рычаги, т.к.
расположены по бокам туловища, а не под ним. Слово «рептилия» в
переводе с греческого языка означает «ползать на брюхе». Именно
поэтому пресмыкающихся животных также называют рептилиями. (6
Слайд) У всех рептилий жесткая, сухая кожа, покрытая роговыми чешуями
или пластинами. Черепахи, например, покрыты костным панцирем. А
голова и спина крокодилов покрыты твердыми костными пластинами. (7
Слайд) Размножаются рептилии откладывая яйца. Обычно они делают это в
укромных местах, под камнями, под бревнами или в пустых пнях. Но у
некоторых пресмыкающихся детёныши вылупляются из яйца в теле
матери, и рождаются уже живыми. (8 Слайд) Динозавры-самые древние пресмыкающиеся (9 Слайд) Пальчиковая гимнастика «Осторожно, крокодил!»
Пять маленьких рыбок играли в реке
Ладони сомкнуты, чуть округлены. Выполняем волнообразные
движения в воздухе. Лежало большое бревно на песке Руки прижаты друг к другу. переворачиваем их с боку на бок И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Ладони сомкнуты и чуть округлены. Выполняем ими «ныряющее»
движение Вторая сказала: «Но здесь глубоко!» Качаем сомкнутыми ладонями А третья сказала: «Мне хочется спать» Ладони поворачиваются на тыльную сторону одной из рук - рыбка
спит Четвёртая стала чуть-чуть замерзать Быстро качаем ладонями - дрожь А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Запястья соединены. Ладони раскрываются и соединяются - рот Плывите отсюда чтоб не проглотил!» Быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями - уплывают Ну вот, ребята, мы и прибыли в те места, где живут
пресмыкающиеся и земноводные. Видите, они окружили нас со всех
сторон и спрашивают кто мы такие. Мы должны отвечать правильно,
иначе, они поймут, что мы на самом деле дети из детского сада, а не
животные. (Слайд 11) Ящерица, у тебя длинный хвост, значит ты какая? Длиннохвостая. А у тебя, Крокодил, толстая кожа, значит ты какой? Толстокожий. А ты, черепаха, ешь траву. Значит ты какая? Травоядная. А у тебя, ящерица, холодная кровь. Значит, ты какая? Холоднокровная. Молодцы, ребята, все ответили правильно. Земноводные и
пресмыкающиеся признали в нас своих сородичей. И сейчас очень хотят
с вами поиграть. 4.Дидактическая игра «Дорисуй картинку» Посмотри, у меня есть картинки. Но что-то в них не так. Что?
(их нужно дорисовать). Дорисуй картинки. Скажи, что получилось (змея). 5.Итог занятия О ком мы сегодня говорили? (о пресмыкающихся) А пресмыкающиеся? (ответ). А как они называются по-другому?
(пресмыкающиеся - рептилии). Перечисли пресмыкающихся (крокодил, змея, черепаха, ящерица) 

Конспект открытого занятия в старшей-подготовительной группах по ознакомлению с окружающим миром. Тема: "Путешествие в лес"
Интегрированное занятие включает в себя разделы:
- познавательная деятельность (экология; ознакомление с окружающим)
;
- речевое развитие
- художественно-эстетическая деятельность (рисование, музыкальное развитие)
.
Задачи:
- Развивать у детей представления о растительном мире, о хвойных и лиственных деревьях.
- Закрепить обобщающее понятие "деревья".
- Уточнить представления детей о месте произрастания деревьев – лес.
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать воображение, мышление;
- Учить слушать музыку; выполнять под музыку движения;
- Закреплять умение рисовать акварельными красками, правильно держать в руке кисть, учить рисовать осенний лес.
Ход занятия
I. Предварительная работа. Беседа с детьми.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с деревьями.
А какие деревья вы знаете?
Где растёт много деревьев?
Что происходит с деревьями осенью, зимой?
Поставить детям музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года»
(вопросы по музыкальному произведению: ребята, вам понравилась музыка? Как вы думаете, как называется это произведение? Какая была музыка: весёлая, грустная, тревожная, громкая, тихая, медленная, быстрая? И тд.)
II. Знакомство с темой.
Музыкальная разминка Е.Железнова «Автобус»
. Дети сидят на стульях и под музыку выполняют движения, имитирующие поездку в автобусе.
Воспитатель показывает иллюстрации, на которых изображен лес.
Вопрос: Ребята, посмотрите внимательно, куда мы с вами приехали? Ответы детей. Правильно, в лес. А что вы знаете про лес? Что такое лес? Посмотрите и послушайте.
Лес дарит нам волшебную красоту, даёт тень и прохладу в жаркий день, кислород для дыхания. А какой чудесный в лесу воздух – целительный. Все деревья выделяют особые летучие вещества, которые убивают вредные бактерии. Смолистые запахи сосны и ели, аромат берёзы, дуба, лиственницы очень полезны для человека.
Не зря деревья называют зелёными легкими планеты.
Весной и летом деревья расцветают, ветерок переносит пыльцу, насекомые перелетают с дерева на дерево, опыляя растения, а к концу лета на деревьях образуются семена.
Осенью листья на деревьях высыхают, желтеют, опадают, устилая землю под деревьями пёстрым ковром. Это явление называется листопад. А какие деревья зимой, посмотрите внимательно. Иллюстрации зимнего леса.
Деревья бывают лиственными.
Почему их так называют?
Назовите лиственные деревья.
Бывают и хвойные деревья.
Почему их так называют?
Назовите хвойные деревья (.Воспитатель показывает иллюстрации)
Посмотрите на деревья.
Что у них общее? Какое сходство? Что есть у каждого дерева?.
Для чего дереву нужны корни? (Воспитатель показывает иллюстрации)
Для чего нужна кора на стволе? Воспитатель показывает иллюстрации)
Воспитатель: Ребята, скажите, а что нельзя делать в лесу? Ответы детей. А можно в лесу играть в мяч? Можно. Давайте поиграем.
III. Физминутка. Дидактическая игра с мячом “Какой лист? ” (игра на развитие речи)
Лист берёзы – берёзовый лист.
Лист дуба – дубовый лист.
Лист липы – липовый лист.
Лист осины – осиновый лист.
Лист клёна – кленовый лист.
Лист тополя – тополиный лист.
Лист рябины – рябиновый лист.
Хвоя ели – еловая хвоя.
Хвоя сосны – сосновая хвоя.
Молодцы, все хорошо справились с заданием. А у меня есть для вас еще одно задание. Проверим запомнили ли вы какие бывают деревья. Слушайте внимательно загадки.
IV. Загадки
- Весной роняет слёзы белая (берёза)
.
- Стоит летом золотая, сладким мёдом налитая (липа)
.
- Если дует ветерок, задрожит её листок (осина)
.
- В каждый дом под новый год это деревце придёт. Зелёное и колкое оно зовётся (елкой)
.
- Прилетают в гости к ней стайка алых снегирей. По веткам они снуют, красные ягоды клюют (рябина)
.
- Что же это за девица, ни швея, ни мастерица. Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год (ель)
.
- Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. Но зимние метели в меха его одели (дерево)
.
Ребята, как хорошо вы умеете разгадывать загадки. Молодцы.
Сюрпризный момент.
Посмотрите, что я нашла под елью в нашем волшебном лесу. Показывает коробку перевязанную лентой. А что же там? Показывает коробку с игрой. Давайте поиграем?
V. Дидактическая игра “Четвёртый лишний”
Клён, рябина, ель, тюльпан.
Берёза, дуб, шиповник, тополь.
Ель, смородина, рябина, дуб.
Осина, липа, ель, клубника.
Малина, клён, сосна, тополь.
VI. Заключение. Муз. разминка Е.Железнова «Автобус»
. Возвращаемся домой из леса.
Ребята, вот мы с вами и вернулись обратно в детский сад. Давайте вспомним, где мы с вами сегодня были, о чём говорили, что видели? Какие деревья вы запомнили? Какие бывают деревья? Назовите лиственные деревья. Назовите хвойные деревья. Что есть у каждого дерева? Когда деревья скидывают листья и зачем? Где растёт много деревьев? Для чего нужны деревья?
На столах детей лежат листы бумаги, баночки с водой, акварельные краски, кисти, салфетки. Ребята, мы побывали с вами в осеннем лесу, вы сейчас превратитесь в художников и нарисуете свой осенний лес. Дети рисуют. Воспитатель помогает. Выставка детских работ.
Светлана Емельянова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Путешествие по Земному шару»
Конспект НОД
Вид
Интегрированное
Тип
Формирование целостной картины мира
Группа
Подготовительная к школе
ФГОС
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Тема
«Занимательное путешествие по земному шару»
Цель
Уточнение и закрепление знаний детей о значении леса и воды в жизни человека и всего живого.
Задачи
Образовательные.
Создавать целостное представление о воде, как природном явлении. Уточнить представления детей о значении воды в жизни человека, в природе. Познакомить с основными свойствами воды (текуча, без запаха, цвета, вкуса, растворитель).
Уточнять и расширять знания детей о диких животных и среде их обитания и о деревьях.
Развивающие.
Развивать умение узнавать деревья по плодам и листьям. Развивать интерес к растениям, животным, окружающей среде (вода, желание больше узнать о них. ]Воспитательные.
Воспитывать бережное отношение к воде, лесу, диким животным.
Здоровьесберегающие.
Чередовать деятельность детей, избегать усталости. Развивать мелкую мускулатуру рук пальцев.
Словарь
Продолжать развивать речь, как средство общения.
Оборудование
Глобус; загадки о глобусе, дереве, диких животных; Изображения рябины, дуба, ели, берёзы и их листьев; картинки с изображением лисы, медведя, белки, волка и их жилища (нора, берлога, дупло, логово); аудиозапись звуков воды журчание, капель); картинки с изображением ручья, реки, озера, моря; по 2 прозрачных стакана на каждого ребёнка, чайные ложки, молоко вода, чеснок, мандарины, сахар, салфетки, изображение капельки.
Предварительная работа
Чтение литературы о лесе, животных, воде; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций; просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей; рассматривание глобуса и карты; проведение опытов с водой, песком, воздухом; изображение животных, деревьев, их листьев и плодов, водоёмов в рисунках, лепке, аппликации.
Ход НОД
Дети заходят в группу. Здороваются с гостями. Встают полукругом.
Ребята, давайте, и мы с вами поздороваемся друг с другом.
Приветствие «Чуткие руки»
Что за чудо чудеса? Раз рука и два рука (поднимают поочередно руки)
Вот ладошка левая, вот ладошка правая (смотрят на ладони)
И скажу вам не тая, руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку! (руки в стороны, сгибают в локтях)
Добрые руки погладят собаку (гладят поочередно свои руки)
Умные руки умеют лечить (гладят щеки)
Чуткие руки умеют дружить (берутся за руки) Ребята, почувствуйте тепло рук соседа. Улыбнитесь друг другу и скажите: «Ребята давайте жить дружно».
Воспитатель:
Ребята, сейчас я хочу пригласить Вас в интересное путешествие. Но сначала отгадайте загадку:
На столе передо мной
Закрутился шар земной:
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю -. (глобус)
Воспитатель
: Да, трудная загадка, но я вам помогу. Я принесла вам глобус.
Воспитатель:
Что такое глобус? (ответы детей) Да, Вы правы. Глобус - уменьшенная модель планеты Земля.
Посмотрим ещё раз на эту разноцветную планету. А мы, ее жители как называемся? (ответы детей).
Кто увидел нашу землю из космоса первым? (ответы детей: космонавт Юрий Гагарин). Она показалась ему такой маленькой и беззащитной. Так что мы земляне должны беречь нашу планету. Давайте рассмотрим глобус и вспомним, что обозначает синий цвет на глобусе? (ответы детей: реки, моря, океаны).
Желтым цветом? (ответы детей: горы, пустыни).
Зеленым? (ответы детей: леса).
Ребята скажите, вы были с родителями в лесу? А что больше всего вам понравилось в лесу? (ответы детей.)
Ребята, а как вы думаете, для чего лес нужен всем жителям планеты Земля? (Ответы детей).
Педагог загадывает детям загадку:
Его весной и летом мы видели одетым,
А осенью с бедняжки сорвали все рубашки.
Но зимние метели в меха его одели. (Дерево)
Совершенно верно это дерево. Как вы думаете, дерево живое или нет? Почему так думаете?
Д/И «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
Ответы детей:
Это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
Это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
Для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
Для художника это объект для картин;
Для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
Дерево для горожанина -- это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
Воспитатель
: Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено? (деревья)
Какие? (Береза, дуб, ель, рябина)
Игра «С какого дерева листок».
Давайте подберем листочки для каждого дерева.
(дети определяют принадлежность листьев к тому или иному дереву и «оживляют деревья»)
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали маленькими дети,
А потом все дружно встали,
Великанами вдруг стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Как вы думаете, приятно находиться в таком лесу? А как же нужно вести себя в таком красивом лесу? Что нельзя делать, чтоб сохранить такое лесное богатство?
(Ломать ветки, кувыркаться в траве, разжигать костер, любоваться красотой природы, рвать цветы, собирать грибы, разорять гнезда, уничтожать ядовитые грибы, собирать ягоды, оставлять мусор после себя)
Если вы пришли в лес не шумите, не беспокойте лесных жителей. И тогда лес откроет вам свои секреты.
Воспитатель:
Кого мы можем встретить в лесу?
Отгадайте загадки:
1. По веткам скачет, да не птица,
Рыжая, да не лисица? (белка)
2. Он в берлоге спит зимой.
Под большущею сосной,
А когда придёт весна,
Просыпается от сна. (медведь)
3. Хвост пушистый, мех ворсистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
4. Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (волк)
Назови одним словом всех тех, кого вы назвали. Почему их так называют?
Игра «Подбери признаки»
Посмотрите на картинки и подберите слова, чтобы они отвечали на вопросы, какой? какая?
Медведь – огромный, сильный, большой, крупный, могучий, умный, ловкий, лохматый, дрессированный, бурый, белый, косолапый, неуклюжий.
Лиса – рыжая, большая, крупная, хитрая, изворотливая, голодная, пушистая, ловкая, острозубая, длиннохвостая.
Белка - трудолюбивая, запасливая, ловкая, цепкая, проворная, незаметная, прыгучая, шустрая, резвая.
Волк – большой, огромный, голодный, страшный, злой, сильный, опасный, хищный, зубастый, серый.
«Подбери действия»
медведь – ходит, плавает, переваливается, рычит, ревёт, лакомится мёдом, бродит, лазает (по деревьям, погружается (в спячку, сосёт лапу.
Лиса - крадется, линяет, охотится, ныряет (в сугроб, укрывается (хвостом, разгребает (снег, добывает (пищу, роет, бегает, пробирается,
Белка - прыгает, перепрыгивает, скачет, разоряет (гнезда, прячет (орехи, закладывает (грибы, грызет, шелушит (шишки, прячется (в дупле, цокает. Соскакивает
– Волк - крадется, выслеживает, нападает, догоняет, воет, бродит, бегает, прячется, пробирается, рыщет, устраивает (логово, приносит (еду волчатам, съедает, зарывает, прячет (еду).
Упражнение «Чей дом?»
Долго звери играли, веселились на лесной полянке, но вот пришла пора спать. Каждый зверь пошёл спать в свой домик Лиса-, белка -, волк -, медведь-…
Берлога чья? Нора чья? Дупло чье? Логово чье?
Возвращаемся к глобусу.
Воспитатель.
Дети, а что обозначает синий цвет на глобусе? (Вода). А сейчас внимательно послушайте и определите, что это за звуки.
(звучит запись «Звуки воды»)
Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!
Так ли это? Как вы думаете? А откуда взялась Капелька, где она может быть? Давайте рассмотрим картинки, на которых изображены места, где путешествовала наша Капелька. Называем их. (Картинки).
Ручей, река, море, озеро, океан.
Кому же нужна вода? (дети отвечают, ответы сопровождаются показом картин). Растениям, животным, птицам, рыбам, человеку.
Может ли человек прожить без воды? А для чего нам нужна вода?
Чтобы пить, мыться, убираться, стирать, готовить еду, поливать растения.
Конечно же, ни одно дело не сделаешь без воды, она необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей планете Земля.
Воспитатель.
Сейчас, ребята, пройдём и присядем за столы.
Капелька хотела бы рассказать и показать волшебные свойства воды. Для этого нам необходимо провести некоторые исследования. Вы готовы? Тогда начинаем. Во время проведения опытов, нужно соблюдать некоторые правила безопасности: не шуметь, не вертеться, не разговаривать, быть очень аккуратными при работе с предметами. Договорились?
Опыт 1.
Текучесть воды. (демонстрирует воспитатель)
У меня на столе 2 стакана: 1- с водой, 2- пустой. Смотрите внимательно, что я делаю? (переливаю воду). Что делает вода? (течёт). - Когда человек использует это свойство? (Когда наливает воду в чайник, чашку, наполняет ванну)
Опыт 2.
Прозрачность воды. (коллективная работа)
У вас на столах стоят 2 стакана с жидкостью. В одном стакане - вода, в другом – молоко. Возьмите 1 ложку и опустите её в стакан с молоком, а другую ложку в стакан с водой.
В стакане с молоком ложка видна? (Нет)
А в стакане с водой? (Да видна)
А почему её видно? Потому что вода прозрачна.
Опыт 3.
Вода без запаха. (коллективная работа)
Ребята, многие продукты можно узнать по запаху. А вы сможете узнать?
Я сейчас проверю, у вас на столах стоят стаканы, накрытые салфеткой, попробуйте узнать по запаху, что там лежит? (чеснок). А в этом стакане? (мандарины). Вы все правы, угадали, а теперь понюхайте воду. Она чем-нибудь пахнет? Значит, что можно сказать о воде? У воды нет запаха.
Опыт 4.
Вода без вкуса. (коллективная работа)
Ребята, а конфеты вы любите? А почему вы их любите? (сладкие, вкусные).
А лимон, какой на вкус? (Кислый)
Попробуйте воду, она сладкая? Кислая? Солёная? Может вода горькая? Значит, у воды нет вкуса. Когда человек использует это свойство? (Когда готовит пищу)
Опыт 5.
Вода-растворитель. (коллективная работа)
Ребята, у вас на столах, в тарелочках, лежит кусочек сахара, положите его в стакан с водой. Виден сахар? (Да)
А теперь размешайте хорошенько воду в стаканах, что произошло с сахаром?
Сахар растворился? А что его растворило? Это вода.
Вывод: Вода-растворитель. Когда человек использует это свойство? (Готовим, стираем, моемся, убираем квартиру, моем посуду и т. д.)
Физкультминутка
«Беленькое облако»
Беленькое облако (округлённые руки перед собой)
Поднялось над крышей (поднять руки над головой)
Устремилось облако выше, выше, выше (руки тянем вверх, плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)
Ветер это облако (описать через стороны круг и опустить их, присесть)
Зацепил за кручу, превратилось облако
В грозовую тучу.
Воспитатель.
Водные богатства надо беречь. Почему? А как?
Не лить воду зря
Не пускать воду сильной струёй
Плотно закрывать кран с водой
Не засорять ручейки, реки и озёра
Ребята, наша гостья Капелька решила остаться у нас, чтобы вы, видя её каждый день, помнили о том, что вода – это наше богатство и его нужно беречь.
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды
Жить нельзя нам без ВОДЫ!
Рефлексия.
Где мы побывали? О чём мы говорили? Что нового вы узнали о воде? А что нужно делать для того, чтобы беречь воду?
|