Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сценарий праздника " в гостях у чая"
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
Реклама
Упражнения на классификацию предметов по разным признакам. Дидактические игры на классификацию предметов. Послушайте слова. Какие из них обозначают транспорт |
Дидактические игры на классификацию предметов Дидактические игры на классификацию предметов являются очень важным инструментом для расширения и активизации словаря. По умению ребенка классифицировать предметы по группам, подбирать для группы предметов обобщающие слова можно судить об уровне его интеллектуального развития, о степени развития его речи, памяти, мышления. На начальном этапе ребенку предлагается выбрать предметы по образцу. Задача ребенка - выбрать из предложенной группы предметы, ориентируясь на их свойства: форму, цвет, размер. В предметной классификации ребенок ориентируется уже не на внешний вид предмета, а на его назначение, например, предметы, предназначенные для приготовления и употребления пищи - посуда. Так, для классификации или обобщения предметов малыш включает мыслительные операции, благодаря которым находит основание для определения предметов или явлений в нужную группу. Игры и упражнения на классификацию очень важны для развития ребенка. Благодаря им воспитывается речевая активность, гибкость мышления. Ребенок начинает понимать, что можно использовать различные виды классификации. По мере того какие у предмета связи и отношения с другими предметами, он может находиться совершенно в разных группах, в соответствии с тем, какой признак будет определяющим. Задача воспитателей показать ребенку, что свойства предметов могут меняться, а в зависимости от этого изменится и положение предмета в группе. Предлагаемые дидактические игры по развитию речи, направленные на формирование умения классификации и обобщения предметов. Помоги медведям Классифицируя предметы по цвету, ребенок легче усвоит название цветов. Попросите ребенка помочь разобрать вещи: в большую корзину надо сложить предметы красного цвета для папы Медведя, а в маленькую корзинку - предметы желтого цвета для Мишутки. Побуждайте ребенка называть какие предметы он положит в большую корзину и почему, а какие в маленькую и почему. А теперь разбери вещи по размеру: Мишутке подбери вещи маленького размера, а для папы Медведя- большого размера. Назови одним словом Попросите ребенка рассказать, что он видит на картинке, назвать предметы на картинке, одним словом. Расставь вещи на полки Дайте ребенку предметные картинки и предложите разложить вещи на полки, ориентируясь на их принадлежность к той или иной группе Что лишнее? Попросите ребенка назвать, что или кого он видит на картинке, и что здесь лишнее и почему. Четвертый лишний Ребенку предлагаются карточки с геометрическими фигурами, ему необходимо определить какая фигура лишняя, ориентируясь на форму и на цвет фигур. В конце каждой игры необходимо сделать вывод по какому признаку классифицировались предметы. После того, как ребенок научится классифицировать предметы на картинках будет полезно усложнить задачу, а именно проводить дидактические игры без использования наглядного материала. Цель игры будет та же самая. Назови одним словом Кровать, стол, диван, шкаф; Платье, кофта, юбка, брюки; Яблоко, апельсин, киви, груша и т.д. Кто больше Игра-соревнование проводится между несколькими детьми или между ребенком и взрослым. Цель- назвать как можно больше предметов, относящихся к какой-либо группе, например, предметы посуды. Какой предмет лишний? Ель, дуб, береза, липа; Чайник, сковорода, кастрюля, тарелка; Пальто, куртка, шуба, платье. Использование дидактических игр на классификацию и обобщение способствует расширению и активизации словаря, развитию речи, логического мышления, мыслительных операций. Занятие кружка « Мир логики» Тема: Классификация. Цель: - на основе мыслительных операций (выделение существенных признаков, сравнений) научить механизму мыслительной операции классификация. Задачи : Учить рассуждать, давать определения, находить закономерности; Развивать память, внимание, логику мышления. Прививать интерес к учению, грамотно обращаться с информацией. Ход занятия. Психологический настрой. Встали тихо, замолчали, Всё, что нужно, вы достали. Приготовились к уроку, В нём иначе нету проку. Мы урок начнем сейчас, Интересен он для вас. Слушай внимательно, Поймешь всё обязательно. 1. Мотивация. Хочу напомнить основные правила нашего урока « Мир логики». Правильный ответ - хорошо! Неправильный ответ - тоже хорошо. Ведь не ошибается тот, кто ничего не делает. Только то, что воспринято с радостью и удовольствием, усваивается хорошо и прочно. Желаю всем хорошего настроения! 2. Мозговая гимнастика. Качание головой.(стимулирует мыслительные процессы) Ленивые восьмерки. Зоркие глазки. 3.Умственная разминка .(задание на активизацию мыслительной деятельности, памяти, внимания) А)дать общее название группе слов: Зима, осень, лето -…. .(времена года) Клубника, смородина, малина -…. .(ягоды) Футбол, волейбол, хоккей -… .(спортивные игры) Апельсин, лимон, шишка -… .(плоды) Медведь, муравей, щука -.... .(животный мир) Ромашка, олень, учитель-…. .(им. существ.) Грабли, лопата, метла -…. .(инструменты) Стихотворение, рассказ, повесть -_..... .(виды, жанры литературных произведений) Б) Задание на внимание . (воспринимается на слух). *Угадай слово по первым буквам: называю слова. Мел, урок, доска, ранец, ель, цветы. (мудрец ) Кто такой мудрец? мудрец -это опытный человек, умеющий правильно трактовать свою жизненную позицию, интересы и взгляды. *Угадай слово по последним буквам: Мысли, город, поле, семья (идея) Что такое идея? Идея - основная мысль, лежащая в основании теоретической системы. В идее выражается творческий характер мышления. Идея - это мысль, переходящая в действие. В) Задание на развитие внимания, памяти. 1.Филворд»Цветы» Задание. Найди приведенные ниже слова в поле из букв и вы черкни их. Слово для примера вычеркнуто. К А М Я И Н У Т Е П А Д Б Н И Г Р О Е Г О Н О Р Х И Д Е Я Ж М В Я И Л И Л Н Е Б Ф Щ Ч Е Ф И А Л К А А С Т Р А Н О П Р А М К Л А З О Р А В Д Б В Н А Р Ц И С С Е (мак, петуния, георгин, орхидея, лилия, фиалка, астра, роза, нарцисс) 2.Выбери подходящее слово: А) берлога- гнезда; Дом- (человек, медведь, шалаш, птица); Б) ссора-война Друг- (подруга, товарищ, враг, одноклассник); В) человек- сердце Машина- (руль, мотор, колесо, бензин); Г) цветок- букет; Птица- (небо, синица, отлет, стая). 3.Подготовка к восприятию новой темы. Липа, берёза, кедр, дятел, лиственница, сосна, тополь, осина, кедр, пихта. (Пихта, лиственница, липа, тополь, сосна, кедр, осина, дуб, берёза) Легко ли вам было обнаружить пропавшее слово? (Все повторённые слова-названия деревьев, пропавшее слово -дятел- птица). 4. Изучение нового материала. А) понятие «классификация» . Можно ли слово деревья разделить на группы? (да, лиственные и хвойные) Под множеством какого большого множества является группа «деревья»?
В процессе беседы на доске появляется схема (снизу вверх) Окружающий мир Живая природа Растения Лиственные хвойные Что мы сейчас проделали с понятиями? Как называется такая мыслительная операция? Классификация- это и есть тема нашего занятия. Б) Составление определения классификации .(На индивид. листах ) Задание 1. На индивидуальных листах сформулировать определения. Вставив нужные слова. 1.Классификация-это________________ понятий на группы по _____________ признакам Классификация- деление понятий на группы по общим признакам. В) Сообщение цели урока. Сегодня мы будем осваивать мыслительную операцию «Классификация». Для этого вам понадобятся следующие мыслительные операции: Выделение существенных признаков; Сравнение; Обобщение. Г) Игра «Исключи лишнее понятие» Задание 2. *Час, минута, четверг, год. *Лебедь, утка, курица, гусь. Дети работают самостоятельно. Проверка Почему в последнем задание было несколько ответов? Учитель подводит итог сказанному: разные основания классификации 5. Физминутка (Иллюзии) Д) Определение основание классификации . Задание 3. Вставь пропущенное слово. Основание классификации- это _________, по которому данные предметы или явления делятся на группы. Дополнительно Е) Упражнение, направленные на определение основания в готовой классификации. Задание на доске: Морж Лось Тюлень Рысь Белый медведь Волк По какому признаку разделили на группы? (Животные зоны ледяных пустынь и зоны лесов.) Задание 4. Разделение. 1)По какому признаку разделили слова : водопад, пшеница, рыбак, луноход, рыболов, колесо? Водопад пшеница Луноход рыбак Рыболов колесо 2) По какому признаку разделили числа: 454, 5354, 224, 908, 1615, 3510? 454, 224 , 908 5354, 1615, 3510 Ответ: 1) I группа- слова с двумя корнями., II группа- слова с одним корнем 2) трехзначные числа; четырехзначные Ж) Упражнение, направленное на самостоятельной выбор основания и выполнения классификации. А сейчас научимся самостоятельно выбирать основания классификации. Задание 6. Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации.
Ответ: 1) слова с корнем –зим - и слова с корнем –цвет - 2) три группы : существительное, прилагательное, глагол. З)Дополнительно. Разделить фигуры на группы . Ответ: 1) четырехугольники – 2, 3, 5 ; треугольники- 1,4 2) есть прямой угол- 1, 3 , 4 нет прямого угла – 2,5. 7. Рефлексия. Для чего нам нужна такая мыслительная операция, как классификации? (Вывод: с помощью этой мыслительной операции вся информация в нашем мозгу укладывается по полочкам, а там, где есть порядок, всегда легче что- либо отыскать.) Показываю учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного. Предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Представьте себя лучиками солнца. Разместите лучики солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики. 8. Итог урока. Какую операцию сегодня отрабатывали? Что такое классификация? Что необходимо для того что бы разбить понятия на группы (выбрать основание)? 9. Д.з. (на индивидуальном листе) Наше занятие закончено. Всем спасибо! Индивидуальный лист учащегося Тема: Упражнения в классификации . 1.Классификация- это________________ понятий на группы по _____________ признакам. 2.Исключи лишнее понятие. *Час, минута, четверг, год. *Пришвин, Чайковский, Пушкин, Бианки. *Яблоко, вишня, апельсин, груша. *Лебедь, утка, курица, гусь. 3.Основание классификации – это _______________ ,по которому данные предметы или явления делятся на группы. 5.Раздели слова на группы. Какое основание использовали для классификации. Зима, зацветет, зимний, цветок, цветочный, зимовать. 6.Домашнее задание . Раздели на 2 группы слова: радость, грусть, самостоятельность, эгоизм, восторг, трудолюбие, обида, доброта. Составитель - учитель начальных классов осш №10 Коршунова Татьяна Фёдоровна г.Балхаш 2014г. Татьяна Головина В связи с переходом на новые образовательные стандарты образовательный процесс должен быть направлен не только на достижение оптимального качества обучения, но и на формирование всех универсальных учебных действий. Формирование универсальных учебных действий в Федеральном государственном образовательном стандарте заявлен как основной приоритетный результат образования. Н. Ф. Талызина, отечественный психолог, пишет, что «…главная особенность процесса усвоения состоит в его активности: знания можно передать только тогда, когда ученик их берёт, то есть выполняет… какие-то действия с ними». Другими словами, процесс усвоения знаний – это всегда выполнение учащимися определённых познавательных действий». У детей дошкольного возраста должны быть сформированы предпосылки для формирования универсальных учебных действий, в том числе познавательных. Опыт работы в школе показывает мне, как педагогу, что в учебниках для начальной школы имеются много заданий на сравнение, классификацию, обобщение. Задания есть, но не все ученики владеют алгоритмом выполнения данных операций. Алгоритмов этих нет и в учебниках. Для успешного освоения учебного материала ребенок должен владеть этими операциями, а начинать работу над классификацией (операция классификации основана на операции сравнения) нужно в дошкольном возрасте. Что значит классификация? Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы, группы согласно существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. Логическая операция классификации состоит из: 1) выделения отличительных свойств предметов; 2) определения содержания выделенных свойств; 3) деления класса на противопоставляемые подклассы на основе содержания выделенных свойств; 4) выделения общего для всех предметов признака; 5) сравнения объема класса с объемами входящих в него подклассов. С каких заданий стоит начинать работать над классификацией? Приведу несколько таких заданий. Задания: 1. Воспитатель (учитель) называет обобщенное слово (название группы, а дети называют предметы, которые могут входить в эту группу. Например: Животные: волк, коза, еж, кошка… Домашние животные (группа сужается): кошка, собака, корова… Дикие животные: лиса, лось, еж… 2. Воспитатель предлагает детям группу объектов, а дети выделяют сначала общее свойство для всех предметов, а затем называют обобщенное понятие. Например: чайник, тарелка, кружка – посуда. Задания можно усложнить. Предложить ряд объектов, выделить общее свойство, а затем дети должны продолжить данную группу. Например: желтый, зеленый, красный….(синий). После того, как дети научатся выделять общие свойства объектов, называть обобщенным словом, продолжать цепочку слов, понятий можно предложить задание «определить лишний объект». Например: шапка, платок, сапоги, кепка. Какой предмет лишний? Какой предмет не подходит по всем остальным по какому-либо признаку? Задание: распределить на группы по заданному детям основанию. Воспитатель предлагает предметы (сначала операции проводим на реальных предметах, затем на картинках, а потом на словах). Любой алгоритм имеет операционную составляющую. В результате работы над формированием понятия классификация ребенок должен представлять, что из себя представляет это действие, из каких более мелких операций состоит, в каком порядке выполняется (алгоритм выполнения). Выполняя классификацию на реальных предметах, картинках, ребенок-школьник будет готов выполнять более сложную классификацию, в том числе и на словах. Детальное знание алгоритма позволит в дальнейшем перейти к решению нестандартных учебных задач. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия дает возможность быстрее найти закономерности развития изучаемых объектов, демонстрирует внутренние связи между ними, помогает учащемуся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения предметов и явлений окружающего нас мира, служит основой для обобщающих выводов. Заданий на классификацию много. На курсах подготовки к школе предлагаю своим дошкольникам следующие задания на классификацию: классификация алфавита (само понятие «алфавит» не вводится): Общего в «построении» букв: создайте ряды букв, которые похожи друг на друга; Буквы похожи верхней частью; Составьте ряды букв, которые сделаны из одного и того же «строительного материала» (М, Ш; Н, Р, И, А); Создайте ряды самых непохожих букв; и т. д. На одном задании можно провести классификацию по разным признакам. Например: распределить на группы по цвету, по размеру, по форме. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет. Вечкилева Людмила Петровна Воспитатель МБДОУ «Ручеёк» Город Ноябрьск Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа Проблемаразвития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения). Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку. Задания на классификацию для детей средней группы Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать? Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением ) и чем отличаются (цветом ). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов, спрашивает: как называются фигуры (круги ), чем похожи (величиной ) и чем отличаются (цветом: синие и красные ). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины ). Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной. Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет). Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги ). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется ). Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги ). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется ). Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга ), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг? Чем похожи и чем отличаются? Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет) Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты ). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру ). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата ). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй… ). Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники ). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника ). Сколько всего фигур? (Одиннадцать ). Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов». Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла ). Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов ). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла ). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла ). Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла ). Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д. Используемая литература. Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М. «Просвещение»1998. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000. Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996. Следующий оптимизирующий память детей приём – классификация информации. Мыслительная операция «классификация» заключается в умении распределять предметы по группам по сходству или различию между ними. Часто материал просто необходимо разделить на чётко обозначенные группы - классы. Отсюда, собственно, и название приёма – классификация. Какие это могут быть группы? Например:
При применении приёма классификации нагрузка на память снижается ровно во столько раз, на сколько групп был разделён запоминаемый материал. Классификация информации тесно связана с другой мыслительной операцией – «обобщение». Формируя одну, мы одновременно развиваем и другую. Классификация: обучение ребёнкаОбучение детей обобщению и классификации предметов (или их изображений) полезно будет начать с самого простого: цвета, формы, величины. Уже в 3,5 года многие дети достаточно легко выполняют задания такого типа. Игры на классификацию и обобщениеЛучше всего приём классификации формируется в игровой деятельности. Игры дидактические, подвижные могут проводиться индивидуально и коллективно. Игра «Волшебный мешочек»В непрозрачный мешочек, желательно полотняный, положите кружки разного цвета. Ребёнок достаёт по одному кружку и выкладывает их перед собой, называя цвет. Обведите выложенные кружки пальцем (объединяющий жест) и спросите: «Что перед тобой лежит?» Принимается ответ: круги, кружки. Аналогично играйте и с другими геометрическими фигурами. Если за основной признак взять цвет или величину, то можем провести аналогичные игры с этими признаками предметов. Обычно обобщающие понятия «одежда», «посуда», «игрушки, «мебель» формируются в повседневной жизни. Но очень полезны и специально организованные игры. Ниже приведены примеры. Игра «Поможем малышу»Поставьте на стол несколько небольших игрушек ребёнка. Попросите назвать их. Спросите, что с ними можно делать. Подведите итог: раз с этими предметами можно поиграть, то всё это игрушки. Игра «Угостим гостей чаем»Сперва пригласим в гости кукол и накроем для них стол. Ставим чайную посуду, называя каждый предмет. В конце спрашиваем, что мы поставили на стол. Ответ: посуду. На втором этапе привлекаем ребёнка к сервировке стола, когда приходят всамделишные гости. На следующем этапе рассматриваем предметы на картинке и выбираем из них посуду. Подобным образом можно играть в игры:
Когда ребёнок научится обобщать конкретные предметы или их изображения на картинках, переходим к обобщению без использования наглядности. Игра «Как назвать предметы одним словом»Инструкция для ребёнка: «Я тебе назову несколько предметов, а ты назови их все одним словом». Перечислите по очереди нижеследующие группы предметов:
Игры под общим названием «Четвёртый лишний»Чтобы выделить лишний предмет надо определить общие и различные свойства предметов, найти основной, существенный признак и уже на его основе объединять предметы вместе и проводить классификацию. I. Начните с самого простого – с геометрических фигур. Пусть ребёнок ориентируется на один признак. Пример на рис. 1 (в начале текста). II. Затем предложите ему картинки предметов, значительно отличающихся по назначению, например:
Если задание выполняется правильно, но ребёнок затрудняется объяснить свой выбор, сделайте это сами. Постепенно и малыш научится делать самостоятельно такие выводы. III. Усложните задания. Примеры:
IV. На этом этапе в задание вводится конфликтная ситуация. Пример:
Игра «Подходит - не подходит»Положите перед ребёнком три-четыре картинки однородных предметов, например: тарелку, чашку, ложку. Поодаль - предметы (поначалу их только два): сковорода и ботинок. Один предмет можно отнести по назначению к группе, а другой нет. Задача ребёнка выбрать подходящий предмет. Здесь ему надо самостоятельно обобщить предметы по назначению и найти лишний предмет. V. С этого момента с ребёнком можно играть в игры на классификацию информации. Игра «Цвет и форма»Дайте ребёнку геометрические фигурки разного цвета. Перед малышом они лежат в одной куче. Отдельно положите 2 карточки (скажем, синего и красного цвета) – это будут образцы. Инструкция: сюда положи такие фигуры (показывается карточка нужного цвета), сюда такие (карточка другого цвета). Ребёнку надо подобрать к каждой карточке различные фигуры одного с ней цвета, т.е. сгруппировать предметы по цвету. Аналогично группируются геометрические фигуры по форме. Инструкция: здесь положи все треугольники, здесь все круги, здесь все квадраты. Можно просто сказать ребёнку: раздели все фигуры на две кучки. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Это воскресное Утро обязательно будет добрым!![]() |
Новое
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
- Готовый сценарий юбилея (60 лет женщине) с прикольными конкурсами