Разделы сайта
Выбор редакции:
- Сценарий праздника " в гостях у чая"
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
Реклама
Картотека психогимнастик для дошкольников картотека на тему. Картотека игр и упражнений по психогимнастике «Помоги Мишке собрать шишки» |
Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься? Как гимнастика полезна для гармоничного развития тела ребёнка, так психогимнастика полезна для психики. Это комплекс особых упражнений, направленных на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков, а также на борьбу с различными психологическими проблемами. Психогимнастика помогает детям:
Заниматься психогимнастикой стоит с малышами, которые уже понимают инструкции и могут выполнять упражнения, — примерно с 2,5-3 лет. Подобные занятия практикуются в детских садах, развивающих и психологических центрах, но можно устраивать их и дома. Для этого необходимо иметь так называемую картотеку упражнений по психогимнастике для определённого возраста. Основная особенность психогимнастических упражнений в том, что проводятся они в форме игры, поэтому нравятся всем детям без исключения. Каждое упражнение называется этюдом и напоминает сценку, которую разыгрывают малыши. Часто на фоне звучит подходящая музыка (рекомендации по выбору музыкального сопровождения указываются в описании занятий).Перед началом занятия проводится небольшая разминка, которая призвана расслабить, раскрепостить ребёнка и настроить его на игру. Объектами внимания во время разминки могут быть звуки, голоса, предметы, невидимое окружение, люди, их одежда, эмоции, контакты и тому подобное. «Что изменилось в этой комнате?», «Какие звуки ты различаешь на улице, в соседнем помещении?», «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос?», «Кто к тебе прикоснулся?», «Кто крепче всех пожал руку?», «Какой предмет самый большой, самый тёплый, шероховатый?», «У кого из детей белые носочки?», «Кто самый весёлый (грустный)?», «Какие зверюшки есть в этой комнате?». Хотя среди упражнений по психогимнастике есть и такие, которые ребёнок может выполнять в одиночестве, большинство из них направлены на установление контакта с другими и совместную деятельность. Поэтому в домашней обстановке сложно полноценно заниматься психогимнастикой, и нужно по возможности подключать к играм нескольких детей или, в крайнем случае, взрослых. Вот несколько полезных упражнений, направленных на всестороннее развитие малыша. 1. «Солнечный зайчик»Цель: снятие напряжения мышц лица. Взрослый говорит: «Хочешь поиграть с солнечным зайчиком? Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щёчках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот — погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с солнечным зайчиком, глубоко вздохнём и улыбнёмся друг другу». Мамы на Детстране обсуждают:2. «Говорящие предметы»Цель: развивать у ребёнка способность к отождествлению себя с кем-то или с чем-то, учить детей сопереживать. В ходе игры дети берут на себя разные роли и описывают свое состояние, причины действий, систему отношений с действительностью. Начинает первый ребёнок: «Я не Саша, я шарик. Мне бы понравилось, если бы я был не одноцветным, а разукрашенным весёлым узором. Мне бы хотелось, чтобы меня не держали на верёвочке, а отпустили свободно летать, куда захочу». Продолжает следующий ребёнок: «Я не Боря, я мяч. Я из резины и хорошо надут. Дети радуются, когда перебрасывают меня друг другу!» Взрослый предлагает названия следующих предметов: пальто, автобус, мыло и т.п. Дети также предлагают свои варианты. 3. «Надувала кошка мяч»Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Дети находятся в расслабленной позе, они изображают сдувшиеся шарики. Взрослый произносит текст: Надувала кошка шар (дети выпрямляют туловище, надувают щёки), А котёнок ей мешал: Подошел и лапкой - топ! А у кошки шарик - лоп! («Шарики» со звуком сдуваются и возвращаются в исходное положение).
4. «Обними и приласкай игрушку»Цель: удовлетворить потребность детей в эмоциональном тепле и близости. Взрослый приносит в комнату одну или несколько мягких игрушек, например, куклу, собаку, медведя, зайца, кошку и т.д. Дети гуляют по комнате. По сигналу они разбиваются на группы и проходят к той игрушке, которую хотели бы приласкать. Первый ребёнок берёт игрушку, обнимает её и говорит ей что-нибудь нежное и приятное. Затем передаёт игрушку своему соседу. Тот, в свою очередь, тоже должен обнять игрушечного зверя и сказать ласковые слова. Игра может повторяться несколько раз. 5. «Я и мое настроение»Цель: научить детей осознавать и принимать свои чувства и переживания. В этом упражнении используется метод незаконченных предложений. Попросите ребёнка продолжить фразу: Я радуюсь, когда… Я горжусь тем, что… Мне бывает грустно, когда… Мне бывает страшно, когда… Я злюсь, когда… Я был удивлён, когда… Когда меня обижают,… Я сержусь, если… Однажды я испугался… 6. «Поводырь»Цель: научить детей сочувствовать и помогать. Взрослый объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребёнок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга — «поводыря» — и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по комнате, преодолевая препятствия. Ребёнок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями. Содержание статьи: Что такое психогимнастика?В начале 60-х годов в практику был введен описываемый термин. Наиболее четко его озвучил чешский специалист Ганя Юнова, которая разработала целую систему, в основу которой легли специальные элементы психодрамы. Ее разработки изначально использовались при работе с детьми, которым была необходима коррекция сознания. Однако затем и старшее поколение заинтересовалось данной методикой, преобразовав ее в тренинги для решения эмоциональных проблем у взрослых. Психогимнастика - это практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов, направленная на развитие его коммуникативности и умения найти свое место в социуме. Проводится она в четыре этапа, чтобы в итоге добиться максимального результата от занятий. Первый из них должен быть направлен на развитие искусства пантомимы, мимики, а также памяти и внимания. Второй этап подразумевает проработку отдельных качеств человека. Третья часть занятия включает в себя работу с образами, а также перевоплощение в них. Заключительный этап психогимнастики для дошкольников - это блокировка эмоционального напряжения у детей. Подобные занятия не занимают много времени: от получаса до 60 минут. Однако при желании подопечных их можно несколько продлить. В идеале в группе не должно быть более 6 детей, и курс психогимнастики нужно ограничивать 20 сеансами. Организовывать их рекомендуется два раза в неделю, чтобы ребенок не потерял интерес к предложенным упражнениям и играм. Если более детально рассмотреть озвученную методику, то можно выделить следующие ее позитивные стороны: Прежде всего следует помнить о том, что к ребенку 3-4 лет следует искать совершенно иной подход, чем к воспитаннику старшей и подготовительной группы. Предлагаемые рекомендации пригодятся как для работников детских садов, так и для родителей (при индивидуальной терапии со своим чадом). Следует при этом помнить, что такое занятие должно сопровождаться соответствующей музыкой. Репертуар надо подбирать в зависимости от выполняемого упражнения, отдавая предпочтение все же классике. Психогимнастика в младшем дошкольном возрастеЧтобы добиться наибольшего результата при работе с малышами, следует придерживаться следующей тактики проведения занятия:
Психогимнастика в старшем дошкольном возрастеВ самом начале мероприятия важно создать комфортную для детей обстановку и настроить их на позитив. Ребенку должны быть предложены варианты приветствия от взрослого, а затем дается задание придумать свои импровизации. Хвалить необходимо все озвученные детьми версии, но особенно следует выделить наиболее неожиданные из них. Дети могут поздороваться при помощи любимых игрушек, носами и даже шуточно пободаться, изобразив козликов. Этюды для развития эмоциональной сферы (на примере сценок из известных сказок):
Смотрите видео про психогимнастику для детей: Психогимнастика в детском саду - это коррекционная работа с воспитанниками данного учреждения, которую может организовать любой педагог вне зависимости от квалификации и стажа. Папам и мамам также стоит прислушаться к советам данной статьи, чтобы их ребенок не вырос зажатой и закомплексованной особой, которая не в состоянии управлять своими чувствами. Владение «языком тела» очень важно для подрастающего поколения, что должны помнить воспитатели и родители. ![]() ![]() для детей 3-4 лет «Воздушные шарики» Цель : Снять напряжение, успокоить детей. Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: «Представьте себе, что сейчас мы с вами бу дем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите вообра жаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже пред ставила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы ша рик не лопнул. А теперь покажите их друг другу».«Корабль и ветер» Цель : Настроить группу на рабочий лад, особенно если дети устали. «Представьте себе, что наш парусник плывет по волнам, но вдруг он остановился. Давайте поможем ему и пригласим на помощь ветер. Вдохните в себя воздух, сильно втяните щеки... А теперь шумно выдохните через рот воздух, и пусть вырвавшийся на волю ветер подгоняет кораблик. Давайте попробуем еще раз. Я хочу услышать как шумит ветер!»Упражнение можно повторить 3 раза. «Дудочка» Цель : Расслабление мышц лица, особенно вокруг губ. «Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте! Какой замечательный оркестр!»Все перечисленные упражнения можно выполнять в клас се, сидя или стоя за партами.« Зайки и слоны» Цель : Дать возможность детям почувствовать себя сильными и смелыми, способствовать повышению самооценки. «Ребята, я хочу вам предложить игру, которая называ ется "Зайки и слоники". Сначала мы с вами будем зайка ми-трусишками. Скажите, когда заяц чувствует опасность, что он делает? Правильно, дрожит. Покажите, как он дро жит. Поджимает уши, весь сжимается, старается стать ма леньким и незаметным, хвостик и лапки его трясутся» и т. д. Дети показывают. «Покажите, что делают зайки, если слышат шаги человека?» Дети разбегаются по группе, клас су, прячутся и т. д. «А что делают зайки, если видят вол ка?..» Педагог играет с детьми в течение нескольких ми нут.«А теперь мы с вами будет слонами, большими, сильными, смелыми. Покажите, как спокойно, размерен но, величаво и бесстрашно ходят слоны. А что делают сло ны, когда видят человека? Они боятся его? Нет. Они дру жат с ним и, когда его видят, спокойно продолжают свой путь. Покажите, как. Покажите, что делают слоны, когда видят тигра...» Дети в течение нескольких минут изобра жают бесстрашного слона. После проведения упражнения ребята садятся в круг и обсуждают, кем им больше понравилось быть и почему. «Солнечный зайчик» Игра – релаксация Цель: Снятие напряжения мышц лица. Ведущий: Хотите поиграть с "Солнечным зайчиком"?(Звучит музыка) Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закройих. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно голову, шею, руки, ноги. Он забрался на живот - погладь животик. Солнечный зайчик не озорник, он любит и ласкает тебя, подружись с ним. Отлично! Мы подружились с "Солнечным зайчиком", глубоко вздохнем и улыбнемся друг другу. Как здорово, что мы с вами встретились! Этюды на расслабление мышц «Штанга 1» Цель : Расслабить мышцы спины. Сейчас мы с вами будем спортсменами-тяжелоатлетами. Представьте, что на полу лежит тяжелая штанга. Сделайте вдох, оторвите штангу от пола на вытянутых руках, припод нимите ее. Очень тяжело. Выдохните, штангу на пол, от дохните. Попробуем еще раз». «Штанга 2» Цель : Расслабить мышцы рук и спины, дать возможность ре бенку почувствовать себя успешным. «А теперь возьмем штангу полегче и будем поднимать ее над головой. Сделали вдох, подняли штангу, зафиксировали это положение, чтобы судьи засчитали вам победу. Тяжело так стоять, бросьте штангу, выдохните. Расслабьтесь. Ура! Вы все чемпионы. Можете поклониться зрителям. Вам все хлопают, поклонитесь еще раз, как чемпионы». Упражнение можно выполнить несколько раз. «Шалтай-болтай» Цель : Расслабить мышцы рук, спины и груди. «Давайте поставим еще один маленький спектакль. Он называется "Шалтай-Болтай". Шалтай-Болтай сидел на стене. Шалтай-Болтай свалился во сне. (С. Маршак) Сначала будем поворачивать туловище вправо-влево, руки при этом свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова "свалился во сне" - резко наклоняем корпус тела вниз». «С добрым утром» Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики Цель: Учить детей настраиваться на радостное эмоциональное состояние с помощью музыки . Звучит музыка, дети сидят на стульчиках. Ведущий: Вы сидите, ваши головы опущены, вы дремлете, спите; вдруг ощущаете, как солнечный луч скользнул по лицу, медленно открываете глаза, потягиваетесь, поднимаетесь, подходите к окну и, открыв его, любуетесь ранним утром. (музыка прекращается) Вы проснулись? Указательными пальцами поглаживать глаза С добрым утром, ушки! Ладонями поглаживать уши С добрым утром, ручки! Поглаживать то одну, то другую ручки С добрым утром, ножки! Поглаживание коленок С добрым утром, солнце! Поднять руки вверх, посмотреть на солнце «Летний вечер» Игра-драматизация Цель: Развивать фантазию, воображение, навыки сценического перевоплощения. (Действие выполняется под музыку) В кресле усталый хозяин молчит. Кот у него на коленях урчит. Старая Джекки в зеленом домишке Кость разгрызает и лает на мышку. Тихо коровы лежат на лугу, Дремлет пастух, приютившись в стогу. Землю покрыла вечерняя тень. Вот пролетел и еще один день! «Цветочек» Этюд – релаксация Цель: Развивать способность детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию, учить расслаблять мышцы тела. Солнце стало пригревать. Как жарко! Как хочется пить! Почти завяли цветочки. Плечики опустили. Голову повесили. Листочки-руки как плети висят. Идут медленно, грустно цветочкам. Но вдруг пошёл прохладный дождик. Цветочки обрадовались, сразу распрямились. Напились водички, устали цветы. Руки разомкнули и повалились на спину. Лежат, отдыхают. Всё тело расслаблено, руки и ноги расслаблены. Так приятно! «Зимняя прогулка» Пластический этюд с элементами пальчиковой гимнастики Цель: Упражнять детей в разнообразных имитационных движениях и передаче смены эмоциональных состояний Раз, два, три, четыре, пять Мы во двор пришли гулять. (Маршируем по кругу) Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями) Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами) С горки мы потом катались, (По парам едут «На саночках») А ещё в снегу валялись. (падают на ковер) Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки) Съели суп и спать легли (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки) Предложить детям под музыку, закрыв глаза, воспроизвести в памяти зимнюю прогулку. «Веснянка» Коммуникативная игра Цель: Расширение эмоциональной сферы ребёнка; развитие умения передавать эмоциональное состояние при помощи интонации, мимики, поз, жестов. (Поочерёдно выбрасываем руки вверх) Солнышко, солнышко (Покачиваем туловище со сцепленными над головой руками) Золотое донышко! (2 раза прыжки на двух ногах) Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! (Бег на месте) Побежал в саду ручей, (Взмахи руками, как крыльями) Прилетело сто грачей, (медленно приседаем) И сугробы тают, тают, (Ладошки разводим в стороны в форме цветка) И цветочки вырастают Позови ласково Цель: Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу. Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребёнку передать мяч (или игрушку) ребёнку, стоящему рядом, ласково назвав его по имени. Ребёнок берёт мяч и передаёт его следующему ребёнку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями. Тёплый дождик Цель: Развитие эмоциональной сферы ребёнка, снятие психоэмоционального напряжения. Воспитатель рассказывает детям: дождик смочил землю, освежил траву и листья. Давайте поиграем с дождевыми каплями. Вначале дети прячут руки за спину, затем выносим вперёд прямую правую руку ладонью вверх, левая остаётся за спиной. Затем руки меняем местами. Дети пытаются представить, что они чувствуют. Повторить 6 – 8 раз. Мыльные пузыри Цель: Развитие воображения, выразительности движений, снятие эмоционального напряжения. Воспитатель имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются по всему свободному пространству. После команды «Лопнули», дети ложатся на пол. Котята Цель: Коррекция психо-эмоциональной сферы ребёнка, расслабление мышц, освоение позы покоя Дети лежат на ковре, свернувшись «клубочком» с закрытыми глазами. Воспитатель говорит слова: На ковре котята спят. Мур - мур. Просыпаться не хотят. Мур – мур. Тихо спят спина к спине И мурлыкают во сне. Вот на спинку все легли. Мур – мур. (Дети выполняют) Лапки вытянули. Мур – мур. Потянулись и проснулись. Методическое пособие из опыта работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны Введение Здоровье детей – богатство нации; этот тезис не утратит актуальности во все времена, а сегодня он не просто актуален, он самый главный, вызванный рядами причин: Увеличивающаяся патология рождаемости; Причины новых открытий в физике (наличие души); Кризисное, переходное состояние нашего общества, большое количество стрессов; Раннее начало обучения, усложнение учебных требований. Дошкольному детству отведено всего 4 года, но от того, как они прожиты ребенком, во многом зависит его физическое и психическое здоровье, развитие его способностей, нравственных качеств. Физическое формирование ребенка тесно связано с его интеллектуальным и морально-волевым развитием и развитием всех психических функций. Решающую роль при этом играет влияние жизненных условий и воспитание. В годы детства важнейшими задачами физического воспитания являются охрана жизни и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, содействие его правильному физическому развитию и работоспособности. Но эти задачи стоят не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укреплении здоровья, а как подчеркивал крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин «…в культуре чувств, во внимание, в воле, в красоте, в культуре всего характера». Данное пособие – результат работы воспитателя Натальиной Анастасии Трофимовны. Это – сборник материалов, необходимых воспитателю для работы с дошкольниками. Некоторые из них известны давно, но творчески переработаны, модифицированы автором. Основная часть создана самостоятельно на основе известной теории и методики развития и комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста М.И. Чистяковой. Книга состоит из двух частей. В первой, - состоящей из трех разделов, представлен практический материал: комплексы утренней гимнастики, конспекты физкультурных занятий. Которые доставляют малышу массу удовольствия, улучшают ритмичность движения, а комментарии позволяют описывать характер физических действий – силу, темп, резкость и направление внимания детей на осознание или сравнение возникающих мышечных и эмоциональных ощущений. Главными задачами здесь являются: Дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения – путём подражательного повторений движений; Тренировать ребёнка, направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; Тренировать ребёнка, изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений – работы воображения и чувств. Тематика здесь различна в зависимости от возраста детей, от задач занятия, но каждый раз это интересная, захватывающая игра, активизирующая положительные эмоции, создающие ощущения душевного комфорта, способствующая формированию первичных навыков саморегуляции. Во втором разделе содержатся интегрированные занятия, на которых, помимо обучающих, решаются следующие задачи: Создание возможностей для самовыражения, формирование у детей умений и навыков практического владения выразительными движениями – средствами человеческого общения (мимикой, жестом, пантомимой); Коррекция нежелательных личностных особенностей, поведения, настроения; Выработка у детей положительных черт характера; Совершенствование памяти, внимания, мышления, развитие восприятия, творческих способностей, выражения, речи; Обучение приёмам саморасслабления, снятие психологического напряжения; Обучение детей правилам хорошего тона. Психогимнастические образы, этюды и упражнения используются здесь с целью раскрытия творческого, нравственного, интеллектуального потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Третий раздел посвящён работе с родителями. Автор уверен, что родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребёнком, общения не только словесного, но и эмоционального. Многие родители в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины: невозможно испытывать отчуждение, гнев злость на ребёнка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребёнка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку, любовь и радостный смех. Вторая часть включает в себя описание этюдов, игр, упражнений, имеющих своей целью: Развитие психических процессов (внимание, воображение, мышление, память), автоматизированный и выразительной моторики; Выражение различных эмоциональных состояний; Коррекцию нежелательных личностных особенностей того или иного ребёнка; Расслабление, приведение в равновесие. Таким образом, способность ребёнка радоваться свободе своих движений создаёт у него уверенность в себе, повышает эмоциональное, физическое благополучие и, далее, гармоничное психическое развитие. А удовлетворённое собой формирует и поддерживает положительную самооценку. Условия реализации данного метода:
Последовательность реализации метода:
Критерии оценки данного метода:
Прогнозируемые конечные результаты:
Часть I. Раздел 1 Комплексы утренней гимнастики на основе психогимнастики для детей 3-4 лет
Для детей старшего дошкольного возраста (по методике М.И. Чистяковой)
Для детей младшего возраста
Для детей среднего возраста (по методике М.И. Чистяковой)
Для детей старшего возраста
Конспект физкультурного занятия с применением нетрадиционных оздоровительных методик «В гостях у Нептуна» (старший дошкольный возраст) Программное содержание :
Оборудование: гимнастическая скамейка, канат, 5 набивных мячей, 4 обруча, обручи для игры по количеству детей, тоннель, дорожка препятствий, «речка», свисающие предметы. Ход занятия: построение в шеренгу. Настрой «Я здоровый! «У меня хорошее настроение! Я буду хорошо заниматься!»
Конспект физкультурного занятия с элементами психогимнастики «Путешествие в лес» (средний дошкольный возраст) Программное содержание :
Оборудование: 2 скамейки, 6 мешочков (400 г), 5 набивных мячей, 2 наклонные доски. Сегодня, дети, мы отправимся в лес. С собой мы возьмём рюкзаки со всем необходимом. (Дети одевают рюкзаки). В лесу нужно быть очень внимательными, дружными, ловкими и послушными. А теперь – в путь!
Литература:
Полную версию работы можно . Алина Антонова
ПСИХОГИМНАСТИКА Данные игры помогут : Улучшить психоэмоциональное состояние ребенка ; Снять психологическую напряженность , снизить мышечное утомление; Помочь преодолеть страх, робость, развить уверенность в себе; Снизить агрессию, страх; Развить уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним; Развить коммуникативные способности; Совершенствовать тактильную память; Совершенствовать умение работать в коллективе; Повысить сплоченность группы; Воспитать способности к согласованному взаимодействию; Формировать вербальные и невербальные средства общения; Формировать положительные личностные качества в поведении ребенка (общительность, умение рассчитывать свои силы, воспитание самоконтроля, смелости, решительности, инициативности, настойчивости, скромности, самокритичности, отзывчивости, чувства товарищества и др); Формировать положительные эмоции, дружелюбие, умение общаться со сверстниками; взаимопонимание, способность к эмпатии; Повысить уровень произвольности действий детей, двигательного творчества; Формировать умение подчинять свои желания общим требованиям и правилам при выполнении различных заданий. Он большой Как мяч футбольный! Если спелый - все довольны! Так приятен он на вкус Сладкий сахарный арбуз! Дети, стоя в кругу, передают мяч друг другу. По окончании слов ребенок, в руках которого оказался мяч, мимикой показывает, какой арбуз – сладкий или кислый. 2. НАСОС И МЯЧ «Мяч сдутый» - ребенок принимает положение сед, согнув ноги. «Насос накачивает мяч» - педагог делает соответствующие движения руками, произнося : «с - с – с» . «Мяч становится все больше» - ребенок медленно встает, надувает щеки, поднимает руки вверх, округляя их. «Насос прекращает работу» - взрослый делает вид, что выдергивает шланг. «Мяч снова сдувается» - ребенок медленно садится, опускает руки, выдыхая : «ш – ш – ш» . Вариант : Можно разделиться на пары, выполняя движения в соответствии с полученной ролью. После нескольких повторов дети меняются ролями. 3. СНЕГОВИК Педагог предлагает детям принять любую позу нарисованного человечка, который убежал с альбомного листа и оказался один в незнакомом дворе и представить следующее : - «Наш человечек не умеет говорить и не может двигаться. Представьте себе, что он оказался зимой на улице, снег на него падал и падал, и вскоре нарисованный человечек превратился в снеговика. Давайте попробуем его изобразить». Дети разводят напряженные руки в стороны, надувают щеки, делают грустное лицо и неподвижно стоят на месте. - «Так простоял наш снеговик всю зиму, но вот пришла весна, пригрело солнышко, и снег начал таять». Дети постепенно расслабляются, опускают руки, подставляют лицо солнышку, приседают и «растекаются на полу яркой лужицей» . 4. ПОВОДЫРЬ Педагог объясняет, что все люди разные и некоторым из них необходима помощь добрых людей. Один ребенок изображает незрячего, кладет руку на плечо друга – «поводыря» и закрывает глаза. «Поводырь» в медленном темпе совершает различные движения, перемещается по залу, преодолевая препятствия. Ребенок с закрытыми глазами должен следовать рядом с ним. Затем дети меняются ролями. 5. ВИДЕОТЕЛЕФОН Дети выстраиваются в одну колонну. Педагог тихо называет последнему в колонне какое – либо слово (либо показывает карточку со словом , нарисованным животным или предметом). Замыкающий придумывает как это слово можно передать не вербально (с помощью движений, жестов, мимики) . Затем он касается плеча впередистоящего ребенка. Тот поворачивается и наблюдает за действиями «передающего» . Когда у второго игрока возникает своя версия, он таким же образом передает ее дальше, придумывая уже свои движения. По окончании игры следует провести анализ игры и выяснить, где произошел сбой, если до первого игрока версия дошла искаженной. 6. ПЕРЕДАЙ ДВИЖЕНИЕ (НАСТОЕНИЕ) 1. Дети, образуя круг, закрывают глаза. Ведущий «будит» своего соседа и показывают ему какое – либо движение, действие (причесывается, моет руки и т. п.) . Это движение ребенок показывает следующему. И так по кругу до последнего. Новое движение показывает кто – либо другой. 2. Передается настроение (грустное, тоскливое, веселое, сердитое) . Первым мимикой, жестом настроение показывает педагог. Дети передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал и что дети ощущали при показе, передачи настроения. Дети садятся, образуя круг. Педагог, сидя к ним спиной, объявляет, что потерялась девочка. Подробно описывает чей – то портрет : цвет волос, глаз, рост, характерные детали одежды. Ее просят подойти к директору. Задача играющих определить, о ком идет речь и назвать имя разыскиваемого. Роль директора может исполнять каждый желающий. 8. ПОКАЖИ СКАЗКУ Участники объединяются в две подгруппы. В каждой команде игроки договариваются сюжет какой известной сказки будет ими продемонстрирован. Затем они распределяют роли и показывают свое представление другой подгруппе. Зрители просматривают спектакль – пантомиму, после чего пытаются угадать название сказки. Затем актеры и зрители меняются местами. После представлений можно обсудить свои спектакли, отметить наиболее удачные сценки. Примерные сказки : Колобок, Курочка Ряба, Красная шапочка, Теремок и т. п. 9. ЗЕРКАЛО (ТЕНЬ) Дети парами встают напротив друг друга. Один из них – «отражение в зеркале» , воспроизводит все движения, которые совершает ребенок, смотрящийся в зеркало. Можно выполнять игровые действия с воображаемыми предметами Причесываться, почистить зубы и т. п.). «Зеркало» повторяет их точно, но сохраняя зеркальность отражения. Вариант : Дети зеркально повторяют за одним водящим все движения. Эй! Ребята, не зевайте, А за мною повторяйте! 10. УПРЯМОЕ ЗЕРКАЛО Педагог предлагает детям представить себя ранним утром в ванной комнате, где висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее и т. д. Играть можно : - парами, меняясь ролями; Всей группой, выполняя упражнения «перевертыши» , причем каждый придумывает свое движение. 11. ПРОРВИСЬ В КРУГ Ребенка, испытывающего сложности в общении, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него. Цель : помочь проверить себя, преодолеть робость, войти в коллектив. 12. ДОВЕРЯЮЩЕЕ ПАДЕНИЕ Две пары детей (не более) встают друг за другом между двумя линиями. Педагог – между парами детей для страховки. Один – падает, другой его ловит. Падающий должен расслабиться, закрыть глаза, не подстраховывать себя. Цель : развивать уверенность в поддержке сверстников, доверие к ним. 13. ПОДНИМИ, ПОКАЧАЙ Ребенок ложится на ковер, расслабляется, закрывает глаза. Педагог поддерживает его подмышки. Дети осторожно поднимают его со всех сторон и легко качают. Педагог спрашивает : «Тебе приятно? Не страшно? Друзья крепко тебя держат и не позволят тебе упасть». Цель : Дать ребенку понять, что его поддерживают, о нем заботятся. 14. МОРЕ ВОЛНУЕТСЯ Ребенок ложится на одеяло. Дети поднимают его, держась за одеяло со всех сторон. Говорят : «Море волнуется раз (шепотом, море волнуется два (громче, море волнуется три (громко) ». Ребенок перекрикивает их : «А я не боюсь моря!» Цель : помочь преодолеть страх, робость, развивать уверенность в себе. 15. ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЦА Дети разбиваются на 2 шеренги, встают лицом друг к другу. Дети 1-ой шеренги закрывают глаза, другой – меняются местами (произвольно) и подходят к 1-ой шеренге. Дети с закрытыми глазами ощупывают лицо и волосы подошедших и называют их имена. (Условия : дотрагиваться до одежды нельзя) . Цель : развивать коммуникативность, тактильную память. 16. РИСОВАНИЕ НА СПИНЕ Дети разбиваются на пары : ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка, печатные буквы, другой ребенок должен отгадать, что это. Цель : развивать тактильную чувствительность, коммуникативность. 17. ПЛАСТИЛИН Дети разбиваются на пары : один – скульптор, второй – пластилин. Общее задание : например, вылепить кошку. Лепить нужно, осторожно дотрагиваясь до разных частей тела, «перемещая» их в пространстве. Когда задание выполнено, (можно выбрать лучшую кошку, выполнить любую скульптуру по желанию детей. 18. ХУДОЖНИКИ Каждому ребенку предлагается «нарисовать» с помощью скакалки : Фигуру по заданию (лестницу, змейку, домик, елочку) ; Фигуру на выбор по желанию. Вариант : 1. На команду выдается одна веревочка длиной не менее 1.5 метра. Выигрывает команда, наиболее Точно выполнившая задание. 2. Можно провести игру в виде эстафеты с передвижением от старта к месту рисования. 19. ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА Дети ходят по залу, стараясь не задевать друг друга. По команде «Ночь!» дети закрывают глаза и медленно идут к центру зала (к дому) . Когда дети приближаются друг к другу, педагог говорит : «Раз, два, три, четыре – того, кто рядом за руку возьми. Глаз не открывай, а кто это отгадай» Дети на ощупь определяют того, кто стоит рядом, называют имена друг друга и открывают глаз 20. ГОРЧИЧНИКИ Педагог выбирает грустного ребенка и предлагает детям : «Ребята, а где горчичники? Давайте поможем человеку!» . Дети, желающие помочь недомогающему ребенку, прикладывают свои ладошки к больным местам. И эти «живые горчичники» начинают «прогревать2 намного эффективнее, чем настоящие, - проявляется эффект эмоциональной отдачи. 21. СОЛНЕЧНЫЕ ЛУЧИКИ 22. ОСАНКА И МОЕ НАСТРОЕНИЕ Предложить детям с помощью мимики и осанки изобразить : 1. - уверенного в себе человека, сильного; Трусливого, слабого; Веселого, ловкого и т. п. 2. характеры : Я – Непоседа, Я – Мямлик, Я – Шустрик, Я – Соня. Предложить детям показать неправильную осанку, а затем продемонстрировать хорошую осанку. Прочувствовать, а затем проанализировать, как в зависимости от настроения меняется и наша осанка. Цель : эмоциональная регуляция, владение мимикой и влияние ее на наше настроение. 23. ВЫЛИВАНИЕ ИЗ КУВШИНЧИКА На занятии возникают спорные ситуации… Все садятся по кругу на пятках, играет спокойная музыка. Педагог предлагает следующее : Давайте представим себя на берегу моря с прозрачной, ласковой, светящейся от солнца водой. Медленно наклоняем голову вниз и «выливаем из головы» то, чего там сейчас не должно быть : боль, обиду, злобу, раздражение. Представим свою голову расписным кувшинчиком из которого нужно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой. Можно затем предложить детям лечь, расслабиться, ощутить как вода ласкает ноги, какая она нежная и теплая. 24. ИЗ СЕМЕЧКА – В ДЕРЕВО Педагог- «садовник» , дети – «семена» . Дети принимают положение сед согнув ноги, наклонив голову и прикрыв ее руками. Садовник «поливает» семена, поглаживая их по голове, следит за ростом. С наступлением теплых дней семена начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки – поднимают руки; растут стебельки – тянутся вверх; появляются веточки с бутонами – руки вытягивают в стороны, пальцы сжимают в кулаки. Наступает радостный момент : бутоны лопаются – дети резко разжимают кулаки – ростки превращаются в цветки. Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам – соседям. Подул холодный ветер – закачались цветы в разные стороны, борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, туловище. Ветер срывает листья – руки опускаются, цветы клонятся к земле. Выпал снежок – цветы превращаются в маленькие семечки и лежат, укутанные снегом до весны. Педагог обходит детей, ласково поглаживая каждого. |
Читайте: |
---|
Популярное:
Это воскресное Утро обязательно будет добрым!![]() |
Новое
- Сценка-поздравление с юбилеем школы
- Конкурсно-развлекательная программа: День матери
- Сценарий праздника, посвященного Дню Матери: "О той, кто дарует нам жизнь и тепло…" Название праздника ко дню матери в школе
- Благовещение: что можно и нельзя делать в этот день Что можно делать на недели благовещения
- Что можно и нельзя, что нужно делать?
- Тосты на день рождения короткие сестре
- Дубовые бочки Поздравительные тосты с днем рождения подруге
- Своими словами: Короткие тосты на день рождения
- Что подарить виноделу: о работе, но для души Презерватив для винных бутылок
- Готовый сценарий юбилея (60 лет женщине) с прикольными конкурсами